(1)Я не любила
эту куклу. (2)Её рост
и внешние достоинства сравнивали с
моими. (3)Взрослые наивно полагали,
что доставляют мне удовольствие, когда
с дежурно-умилительными интонациями
восхищались мною.
– (4)Кто из вас девочка, а кто кукла – трудно понять! –
восклицали они.
(5)Я была хрупкой и малорослой. (6)И оттого что все,
восхищаясь этой хрупкостью, именовали её «изяществом», а меня – «статуэткой»,
мне не было легче. (7)Я была самолюбива,
и мне казалось,
что «статуэтка» – этo лишь вещь, украшение, а не человек,
тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак,
оцепеневших на нашем
буфете. (8)Воспитательница в
детском саду, словно
стараясь подчеркнуть мою
хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и
кончая мною. (9)Воспитательница так и определяла моё место в общем строю:
«замыкающая».
– (10)Не
огорчайся: конец – делу
венец! – услышала я
от отца.
(11)Венца на моей голове, увы, не было, а венценосные
замашки имелись, и
командовать я очень любила.
(12)Царство
игрушек по-своему отражало
реальный мир, никого
не унижая, а меня
возвышая. (13)Миниатюрностью
своей игрушки подчёркивали, что
созданы как бы для подчинения мне. (14)А безраздельно хозяйничать – я сообразила
уже тогда – очень приятно. (15)Я распоряжалась маршрутами автомобилей
и поездов, повадками
и действиями зверей, которых в
жизни боялась. (16)Я властвовала,
повелевала – они были бессловесны, безмолвны,
и я втайне
подумывала, что хорошо
было бы и
впредь обращаться с окружающими подобным образом.
(17)Но вдруг, когда
мне исполнилось шесть лет,
появилась огромная кукла с
нерусским лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса.
(18)Отец привёз куклу
из Японии, где
был в командировке. (19)Я должна была
бы обрадоваться заморской
игрушке. (20)Но она была
выше меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её
невзлюбила. (21)Мама нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками.
– (22)Любишь
наказывать? – вполушутку спросила
как-то она. (23)И вполусерьёз
добавила: – (24)С бессловесными так поступать нельзя. (25)Они же не могут
ответить ни на добро, ни на зло.
– (26)На зло отвечают, – возразила я.
– (27)Чем?
– (28)Подчиняются.
– (29)Это оскорбительно. (30)Не для них... (31)Для тебя! –
уже совсем серьёзно сказала мама. (32)Она, похоже, хотела,
чтоб я отказалась
от абсолютной власти над
своими игрушками.
(33)Она вообще была
против самовластия. (34)Но я к
этому отвращения не питала.
(35)С появлением Ларисы
многое изменилось. (36)Игрушечное
царство, казалось, послушно
задрало голову и
взирало на неё
снизу вверх. (37)Так смотрела
на Ларису и я. (38)Как
кукла она была
более необычной, поражающей воображение,
чем я как
человек. (39)Мы и куклой-то
её называть не решались, а именовали только Ларисой.
(По А. Алексину)*
Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель,
драматург.
А1 В каком
фрагменте текста содержится
ответ вопрос: «Почему девочка болезненно относилась к своей
хрупкости и малому росту?»
1) 1–4 2) 35–37
3) 12–13
4) 5–7
А2 Укажите, в
каком значении употребляется
в тексте слово «достоинство» (предложение 2).
1) гордость 2)
ценность 3) величие 4) качество
А3 В каком
варианте ответа средством
выразительности речи является сравнение?
1) (7)Я была самолюбива,
и мне казалось,
что «статуэтка» – этo лишь вещь,
украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и
трёх фарфоровых собак,
оцепеневших на нашем
буфете.
2) (8)Воспитательница
в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою
хлипкость, выстроила нас
всех по росту,
начиная с самых высоких и кончая мною.
3) (12)Царство
игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая.
4) (17)Но вдруг,
когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с
нерусским лицом и
русским, хотя и
необычным для игрушки, именем
Лариса.
А4 Укажите
ошибочное суждение.
1) В слове ИМЕНЕМ три слога.
2) В слове ЛЮБИШЬ все согласные звуки имеют пару по
твёрдости – мягкости.
3) В слове НЕЛЬЗЯ пять звуков.
4) В слове НЕРЕДКО буква Д обозначает звук [т].
А5Укажите слово с
чередующейся гласной в корне.
1) украшение
2) подчиняются
3) полагали
4) вторгалась
А6 В каком
слове приставка пишется
всегда одинаково, независимо
от
произношения?
1) подчеркнуть
2) изменилось
3) безраздельно
4) распоряжалась
А7 В каком слове
правописание суффикса определяется правилом: «В кратком
страдательном причастии прошедшего времени пишется Н»?
1) созданы
2) безраздельно
3) трудно
4) безмолвны
В1 Замените книжное
слово «вторгаться» в
предложении 21 стилистически
нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________.
В2 Замените словосочетание «фарфоровые
собаки» (предложение 7), построенное
на основе согласования,
синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся
словосочетание.
Ответ: ___________________________.
В3 Выпишите
грамматическую основу предложения 35.
Ответ: ___________________________.
В4 Среди предложений 17–20 найдите
предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер
этого предложения.
Ответ: ___________________________.
В5 В приведённых
ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Игрушечное
царство,(1) казалось,(2) послушно задрало
голову и взирало на
неё снизу вверх. Так
смотрела на Ларису и я.
Как кукла она
была более необычной,(3) поражающей воображение,(4) чем я как человек.
Ответ: ___________________________.
В6 Укажите количество
грамматических основ в
предложении 7. Ответ запишите
цифрой.
Ответ: ___________________________.
В7 В приведённых
ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованвсе запятые.
Выпишите цифры, обозначающие
запятые между частям сложного предложения, связанными
сочинительной связью.
Венца на моей
голове,(1) увы,(2)не было,(3)
а венценосные замашки имелись,(4) и командовать я очень
любила. Царство игрушек
по-своему отражало реальный
мир,(5) никого не унижая,(6) а меня возвышая.
Ответ: ___________________________.
В8 Среди
предложений 2–6 найдите сложное предложение с последовательны подчинением
придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
В9 Среди предложений 12–16 найдите
сложное предложение с
бессоюзной союзной
сочинительной и подчинительной связью
между частями. Напишите номер
этого предложения.
Ответ: ___________________________.
С 2 Напишите
сочинение-рассуждение,
раскрывая смысл высказывания современного российского
лингвиста Л.Ю. Максимова:
«При помощи абзацного отступа (или
красной строки) выделяются
наиболее важные в
композиции целого текста
группы предложений или
отдельные предложения».
|