Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 17.05.2024, 04:41

Сайт учителя русского языка и литературы Шкуринской Елены

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [22]
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

9 класс. БСП

         Бессоюзными называются сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией, без помощи союзов и союзных слов:

1) Не напрасно   дули   ветры,   не   напрасно   шла   гроза.

2)   Врач запретил купаться: вода слишком холодная.
1)[= — ],[= —];   2)1—  =]:[---- =].

 Разбираются примеры:

         Вечереет, и темнеют кусты неодетого леса, будто сам лес собирает к ночи свои думы.

         Я вас любил — меня вы не любили.

         В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот.

         Замолкли звуки чудных песен, не раздаваться им опять: приют певца угрюм и тесен, и на устах его печать.

         Мокрый снег валил хлопьями; я промочил ноги и продрог до костей.

         Вся разница между умным и глупым в одном: первый всегда подумает и редко скажет, второй всегда скажет и никогда не подумает.

         Зазеленел листок — стал пригож лесок.

Смысловые отношения, интонация  и знаки препинания в БСП

         Бабушка сердилась, внучка не слушалась. (перечисление)

         Бабушка сердилась: внучка не слушалась. (пояснение: следствие /причина)

         Бабушка сердилась - внучка не слушалась. (пояснение: причина /следствие)

Запятая, точка с запятой.

         1. Между предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного предложения, ставится запятая, если в них перечисляются какие-то факты. В этом случае между предложениями можно поставить союз и.

Например:

1) В глазах у меня потемнело, голова закружилась

 (ср.: В глазах у меня потемнело, и голова закружилась).

2) Скрипят клесты, звенят синицы, смеётся кукушка, свистит иволга. (М. Г.)

         2. Между предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного предложения со значением перечисления, может ставиться и точка с запятой, если предложения более распространены (особенно когда внутри предложений есть уже запятые).

Например: Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их.

Разбираются примеры:

         1) Я (не)видел вас целую неделю,  я (не) слышал вас долго.

          2) Море (в)дали покрылось багрянцем,  навстречу солнцу поднималось (розово)-дымчатое облако мягких очертаний.

         3) Зеленели дубы и островерхие пихты;  вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо.

         4) Смутно поблёскивает река, в предрассветной дымке журчит по прибрежным камешкам.

         5) Батарейный командир казался вовсе не таким суровым как вчера напротив он имел вид доброго гостеприимного хозяина и старшего товарища.

         6) Вот и солнце встаёт из-за пашен блестит за морями ночлег свой покинуло на поля на луга на макушки ракит золотыми потоками хлынуло.                                     

         7) Край  неба  алеет  в  берёзах  просыпаются (не)ловко перелётывают галки воробьи чирикают около тёмных скирд.

         8) У ног моих тянулась узкая долина прямо напротив крутой стеной возвышался частый осинник.

         9) Мне попалась какая-то неторная заросшая дорожка  я отправился по ней внимательно поглядывая вперёд.

         10) В настежь открытые окна спальни глядел ясный летний день  в саду за окнами  не умолкая ни на одну секунду кричали воробьи и сороки.

Двоеточие в БСП:

         Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

         Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физического страдания.
(ср.: Осень и зиму Павел не любил, потому что они приносили ему много физического страдания).

         Второе предложение (или несколько предложений) поясняет первое, т. е. раскрывает его содержание. Степь весело пестреет цветами (а именно): ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами).

         Второе предложение дополняет смысл первого, распространяя один из его членов.

         Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти.

(ср.: Павел чувствует, как чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти).

         1) Птиц не было слышно они не поют в часы зноя.

         2) Деревья словно плакали с ветвей их на землю всё время падали крупные капли.

         3) В лесу то там то здесь глухо куковала кукушка оттеняя глубину и звучность его после дождя высоко в небе плыли и таяли тёплые дымчатые облака с (золотисто) алыми краями.

         4) Погода была ужасная ветер выл мокрый снег падал хлопьями.

          5) Семён Иванович оглянулся спрятаться было негде.

         6) От себя могу обещать только одно будем работать беззаветно работать.

         7) Казалось отроду не бывал я в таких пустых местах нигде не мерцал огонёк не слышалось никакого звука.

Тире в БСП ставится, когда…

         содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого

Чин следовал ему он службу вдруг оставил (ср.: Чин следовал ему, а он службу вдруг оставил).

         первое предложение указывает на время или условие того, о чём  говорится  во втором предложении

Настанет утро — двинемся в путь, (ср.: Когда настанет утро, двинемся в путь).

         второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении

   Назвался груздем — полезай в кузов  (ср.: Если назвался груздем, полезай в кузов).

         Солнце дымное встаёт — будет день горячий

(ср.: Солнце дымное встаёт, так что будет день горячий).

         1) Буд..шь книги читать буд..шь всё знать.

         2) Зяблики прилетели лес ожил.

          3) Труд человека кормит лень портит.

         4) Заход..шь в лесхоз и сразу чувствуешь попал в особый мир со своими особыми интересами.

         5) На кордоне г..рел свет нас ждали.

          6) Я за свечку свечка в печку! Я за книжку та бежать.

          7) Не умея в руке держать топор дерева на стешешь не зная языка хорошо красиво просто и понятно не напишешь.

:

Смысловые отношения

Проверочные союзы

;

Смысловые отношения

Проверочные союзы

 

Причина

Потому что

 

Время

Когда

 

Пояснение

А именно

 

Условие

Если

 

дополнение

Что (как)

 

Противопост.

А

 

 

Увидел/ услышал/

почувствовал

 

Следствие (вывод)

Так что

 

 











Категория: Мои статьи | Добавил: Elisewna (10.12.2013)
Просмотров: 4614 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Elisewna  
0
И как успехи?

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz