(1)Как только у
нас с Пашкой
появлялся какой-нибудь замысел, неизменно оказывалось, что в прошлом
кто-то уже опередил нас. (2) Нельзя же заново изобретать самолёт, если его
давно изобрели, или открывать новые страны,
если всё уже
пройдено вдоль и
поперёк! (3)Выходило, что мы родились слишком поздно и пути к славе для
нас закрыты.
(4)Я высказался в этом смысле дома, но мать, удивлённо
посмотрев на меня, сказала:
– (5)Экий ты, оказывается, ещё дурачок!.. (6)Иди вон на
огороде славу зарабатывай...
(7)Пашка заметил:
– (8)Почему это матери,
как правило, детей
любят, а не
понимают? (9)Вот раньше было: (10)«Благословляю тебя,
сын мой, на подвиг...». (11)А тут – на огород!..
(12)Пашка хочет быть
как Циолковский и
всегда что-нибудь изобретает.
(13)Он построил машину,
чтобы наливать воду
в колоду для коровы. (14)Машина, правда, сама воду
наливать не могла; зато если налить вёдрами,
то потом достаточно
нажать железный рычаг,
чтобы бочонок опрокинулся и
половина воды попала в колоду.
(15)Мать поругивала Пашку за то, что он нагородил у колодца
всяких палок, однако всё
обходилось. (16)Но однажды Пашкин
отец в сумерки наступил на
рычаг, и его
окатило с головы
до ног. (17)Он тут же
изломал Пашкину «механику» и задал бы самому изобретателю, да тот
убежал. (18)У меня нет пристрастия
к технике – мне больше нравится
читать. (19)Но все книги,
какие я мог
достать, уже читаны-перечитаны, и я
попробовал написать свою.
(20)Я выпросил у отца большую конторскую книгу, вывел на
обложке: «(21)Летопись. (22)Древняя,
средняя и новая
история деревни Тыжи, сочинённая Н.И. Березиным». (23)Вначале описание
деревни шло гладко. (24)Но после
слов: «Заложена деревня в...» –
начались затруднения. (25)Основание деревни относилось, конечно,
к древней истории,
но никаких древностей
мне обнаружить не удалось.
(26)Ничего, к сожалению,
не вышло и
со средней историей. (27)Дед Савва, к которому я пристал
с расспросами, отмахнулся:
– (28)Какая, к лешему, у нашей деревни история! (29)Бедовали
в этой чащобе – вот и вся история.
(30)История Тыжи осталась
ненаписанной, но в
деревне меня теперь зовут не иначе как
«Колька-летописец»...
(31)Да, мы могли бы удивить мир, но пока не знали чем.
(По Н. Дубову)*
* Дубов Николай
Иванович (1910–1983 гг.)
– русский советский писатель. Автор
пьес «У порога», «Наступает утро»,
повестей «На краю земли»,
«Огни на
реке», «Небо с овчинку»
и др., романа «Горе
одному». В основном
его произведения освещают
острые проблемы, переломные события в жизни молодого человека.
A1 В
каком варианте ответа
содержится информация, необходимая
для обоснования ответа на
вопрос: «Почему ребята считали,
что родители их не
понимают?»
1) Родители считали ребят способными только к детским играм.
2) Родители запрещали
ребятам заниматься тем, что их
больше всего
привлекало – изобретательством.
3) Родители были неграмотными сельскими жителями.
4) Родители не разделяли
стремления ребят совершить
что-нибудь
великое – такое, что могло бы их по-настоящему прославить.
A2 Укажите, в
каком значении употребляется
в тексте слово «основание»
(предложение 25).
1) возникновение
2) фундамент
3) положение
4) причина
A3 В
каком варианте ответа
средством выразительности речи
является
фразеологизм?
1) (12)Пашка
хочет быть как
Циолковский и всегда
что-нибудь
изобретает.
2) (2) Нельзя же заново изобретать самолёт, если его давно
изобрели, или
открывать новые страны, если всё уже пройдено вдоль и
поперёк!
3) (20)Я
выпросил у отца
большую конторскую книгу,
вывел на
обложке…
4) (30)История Тыжи осталась ненаписанной, но в деревне меня
теперь
зовут не иначе как «Колька-летописец»...
A4 Укажите ошибочное суждение.
1) В слове МЕНЯ все согласные звуки звонкие.
2) В слове ОПИСАНИЕ пять слогов.
3) В слове ГЛАДКО буква Д обозначает звук [т].
4) В слове ЛЕШЕМУ все согласные звуки имеют пару по
твёрдости – мягкости.
A5 Укажите слово с безударной
гласной в корне, не проверяемой ударением.
1) отмахнулся
2) описание
3) колодец
4) относилось
A6 В
каком слове правописание
приставки зависит от
глухости – звонкости
звука, обозначенного следующей после приставки буквой?
1) относилось
2) расспросы
3) открывать
4) обходилось
A7 В каком слове правописание
суффикса определяется правилом: «В наречии
пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно
образовано»?
1) заложена
2) ненаписанной
3) удивлённо
4) пройдено
B1 Замените разговорное
слово «экий» в
предложении 5 стилистически
нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________.
B2 Замените словосочетание «железный
рычаг» (предложение 14),
построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со
связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________.
B3 Выпишите грамматическую основу
предложения 26.
Ответ: ___________________________.
B4 Среди предложений 20–25 найдите
предложение с обособленным
согласованным определением. Напишите номер этого
предложения.
Ответ: ___________________________.
B5 В приведённых ниже предложениях
из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите
цифры, обозначающие запятые при
вводной
конструкции.
– Почему это
матери,(1)как правило,(2) детей любят,(3)а
не понимают? Вот раньше было:
«Благословляю тебя,(4)сын мой,(5)на подвиг...».
Ответ: ___________________________.
B6 Укажите количество
грамматических основ в предложении
15. Ответ
запишите цифрой.
Ответ: ___________________________.
B7 В приведённых ниже предложениях
из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите
цифру, обозначающую запятую
между частями
сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Ничего,(1) к сожалению,(2) не вышло и со средней историей.
Дед Савва,(3)к которому я пристал с расспросами,(4)отмахнулся:
– Какая,(5) к
лешему,(6)у нашей деревни
история! Бедовали в
этой чащобе – вот и вся история.
История Тыжи осталась ненаписанной,(7)но в деревне меня
теперь зовут не иначе как «Колька-летописец»...
Ответ: ___________________________.
B8 Среди предложений 16–21 найдите
сложное бессоюзное предложение.
Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
B9 Среди предложений 1–6 найдите
сложноподчинённое
предложение с
однородным
подчинением придаточных. Напишите
номер этого
предложения.
Ответ: ___________________________.
C2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая
смысл высказывания
известного лингвиста И.Г.
Милославского: «Отношение пишущего
к сообщаемому часто может
выражаться с помощью "маленьких" слов, слов,
которые принято считать
служебными, – частиц и
союзов». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного
текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом
стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Начать сочинение Вы
можете с приведённого
высказывания.
Объём сочинения должен
составлять не менее 70
слов. Сочинение пишите аккуратно,
разборчивым почерком.
|