Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2.
(1)Толик
посмотрел на небо. (2)Низко над городом плавали чёрные тучи. (З)Толик вгляделся
получше. (4)Это был дым, который поднимался всё выше и выше.
– (5)Что это? – спросил Толик, и сердце его
дрогнуло.
– (6)Горит, –
рассеянно ответил отец, думая о своём.
– (7)Что горит?
– (8)Как будто выселенная деревня за городом.
– (9)Что? – вскинулся Толик. – (10)Тёмка!
(11)Там Тёмка!
(12)Толик
ринулся вперёд, выскочил на мостовую и побежал изо всех сил. (13)Он несся сломя
голову так, как не бегал никогда в жизни. (14)Он мчался как бешеный, не думая
ни о чём, кроме Тёмки. (15)Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась
вперёд. (16)0н узнал отца.
(17)Горело
с той стороны, где ещё утром были дома. (18)Там гудело бешеное пламя,
вырывались огненные плащи с чёрной дымной каймой, гулкими залпами взлетали
ввысь огненные угли. (19)Пламя стремилось ввысь, и крутилось красными смерчами,
и перебегало с крыши на крышу, а деревянные домишки, просохшие насквозь за
много лет жизни, вспыхивали, как спичечные коробки, один за другим.
(20)Пожарные
впустую метали в огонь острые водяные стрелы: вода испарялась, не долетая до
крыш.
– (21)Там мальчик! – кричал
отец. – (22)Там мальчик! (23)Толик разглядел, как в дыму, окутавшем
окрестности, к дому ринулись, раскручивая на ходу шланги, двое пожарных в
касках и подъехала ещё одна машина. (24)Но пожарные бежали медленнее, потому
что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.
(25)Рядом
с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. (2б)0н уже горел вовсю, словно факел.
(27)Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на
глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.
– (28)Назад! – крикнул отец. – (29)Немедленно назад!
(30)Но
Толик мотнул головой. (31)Собрав силы, он кинулся вперёд и, обогнав отца,
вскочил в дом. (32)Дышать стало нечем, и горло разъедал едкий дым. (ЗЗ)Толик на
ощупь пробрался к кровати, потрогал матрас. (34)Тёмки не было.
(35)Кашляя,
мальчик выскочил из избушки и тут же увидел Тёмку.
(36)Накинув на голову
куртку, тот ползал по земле, хватал что-то и прятал за пазуху – он ловил
цыплят, спасая их от огня.
(37)В это время на нём
вспыхнула куртка. (38)Тёмка сбросил её, но тут же красный уголёк – сгоревшая
тополиная ветка – упал ему на рубашку, и рубашка загорелась.
(39)Отец
стремительно кинулся на Тёмку и придавил его к земле. (40)Потом отец поднялся,
схватил Тёмку на руки
(41)Толику
стало страшно. (42)Он увидел машину с красным крестом, согнутую, мокрую спину
отца и носилки. (43)На носилках лежал Тёмка. (44)Он лежал как-то странно, будто
хотел отжаться от носилок.
– (45)Ложись!
(46)Ложись! – говорил ему отец, но Тёмка непослушно тряс головой, и Толик понял
его. (47)Он подбежал к Тёмке и стал вытаскивать у него из-за пазухи жёлтых
перепуганных цыплят. (48)Он прятал их к себе за рубашку, разглядывая рану на
Тёмкиной спине, и плача ругался:
–
(49)Что же ты наделал, юный натуралист!
(50)Толик вглядывался в
Тёмкино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть,
как это часто бывает, а на самом деле?
(51)Толик завидовал
Теме, своему геройскому товарищу, и глядел на него уважительно, будто на
взрослого.
(52)В самом
деле, этот пожар как бы разделил их. (53)Толик остался таким же мальчишкой, как
был, а Тёмка сразу стал взрослым.
(По А.Лиханову)*
Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.)
– писатель,
журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и
школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.
Задания А1-А7 выполните на
основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4
варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на
задания А1-А7 обведите кружком.
А1 В
каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Толик ругал
Тёмку»?
1) Толик был невоспитанным мальчиком.
2) Толик переживал за раненого друга и понимал, что
бессилен помочь ему.
3) Толик считал, что Тёмка напрасно подвергал свою жизнь
опасности.
4) Толик завидовал смелости Тёмки.
А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте
слово «стремилось» (предложение 19).
1) настойчиво добивалось чего-либо
2) старалось пробиться сквозь что-либо
3) быстро двигалось, направлялось куда-либо
4) порывалось сделать что-либо
А3 В каком варианте
ответа средством выразительности речи является сравнение?
и побежал к машине скорой помощи.
1) Рядом показалась чья-то тень, которая
вырвалась вперёд.
2) Рядом с Тёмкиным
домом стоял сухой тополь. Он уже горел вовсю, словно факел.
3) Но пожарные
бежали медленнее, потому что их
задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.
4) Сгоревшие ветки
красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика,
занялась в одно мгновенье.
А4 Укажите ошибочное суждение.
1)
В слове НИЗКО происходит оглушение согласного.
2)
В слове БЕШЕНЫЙ все согласные звуки твёрдые.
3) В
слове СТРЕМИТЕЛЬНО мягкость согласного [л'] на письме обозначена буквой Ь
(мягкий знак).
4) В
слове РАЗЪЕДАЛ количество звуков и букв совпадает.
А5 Укажите слово с чередующейся
безударной гласной в корне.
1) побежал
2) метали 3)
выскочил 4) хватал
А6 В каком слове правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного
звука?
1) вперёд
2) отжаться 3)
сгоревшие 4) раскручивая
А7 В каком слове правописание суффикса не определяется общим правилом (является
исключением).
1) деревянные
2) огненные 3)
бешеное 4) выселенная
Задания В1-В9 выполните
на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или
цифрами.
В1 Замените разговорное выражение «сломя голову» в предложении 13 стилистически
нейтральным синонимом.
Напишите
этот синоним.
Ответ:________________________________________
В2 Замените словосочетание «тополиная ветка» (предложение 38), построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:________________________________________
В3 Выпишите грамматическую основу предложения 41.
Ответ:_____________________________________________________________
В4 Среди предложений 50 – 53 найдите
предложение с
обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
1) Рядом показалась чья-то тень, которая
вырвалась вперёд.
2) Рядом с Тёмкиным
домом стоял сухой тополь. Он уже горел вовсю, словно факел.
3) Но пожарные
бежали медленнее, потому что их
задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.
4) Сгоревшие ветки
красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика,
занялась в одно мгновенье.
В5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста
пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводной конструкции.
Толик
завидовал Теме,1 своему геройскому товарищу,2 и глядел на
него уважительно,3 будто на взрослого.
В самом деле,4
этот пожар как бы разделил их. Толик остался таким же мальчишкой,5
как был,6 а Тёмка сразу стал взрослым.
Ответ:___________________________________
В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 50. Ответ запишите цифрой.
Ответ:________________________________________
В7 В приведённых ниже предложениях из
прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие
запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Он несся
сломя голову так,1 как не бегал никогда в жизни. Он мчался как бешеный,2
не думая ни о чём,3 кроме Тёмки. Рядом показалась чья-то тень,4
которая вырвалась вперёд. Он узнал отца.
Ответ:______________________________________________
В8 Среди предложений 23 - 27 найдите
сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого
предложения.
Ответ:_______________________________________
В9 Среди предложений 36 - 39 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ:______________________________________
Часть 3
С2 Используя
прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.
Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Ивана
Александровича Гончарова: «Язык
не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех
сил, умственных и нравственных».
Аргументируя
свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры,
указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или
публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать
сочинение Вы можете словами И.А. Гончарова.
Объём
сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым
почерком.
|