Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 17.05.2024, 05:02

Сайт учителя русского языка и литературы Шкуринской Елены

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [22]
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ГИА 2013 вариант 8

(1)Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко
разевал рот! (2)Потом энергично тряс головой - разгонял сон - и снова глядел
на доску. (3)А через несколько минут снова зевал.

 – (4)Почему ты зеваешь?! – раздражённо спрашивала Женечка  – так за глаза ребята звали свою учительницу Евгению Ивановну –  маленькую, худенькую, с длинными волосами, собранными на макушке конским хвостом.

(5)Она была уверена, что он зевает от скуки. (6)Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.

(7)Однажды он принёс в класс несколько прутиков и поставил их в банку с водой. (8)И все посмеивались над прутиками, кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником. (9)0н отнял и снова поставил в воду. (10)И каждый день менял воду.

(11)Но однажды веник зацвёл. (12)Прутики покрылись маленькими светло-
лиловыми цветами, похожими на фиалки, прорезались светло-зелёные листочки.
(13)А за окном ещё поблёскивали кристаллики уходящего последнего снега.

(14)Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт.

– (15)Багульник! –  буркнул он и пошёл прочь.

(16)Люди недоверчиво относятся к молчальникам. (17)Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. (18)На всякий случай думают, что плохое. (19)Учителя тоже не любят молчальников: хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами.

(20)Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник. (21)Подумали, что он волшебник.

(22)И Евгения Ивановна стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством.

(23)Женечка обратила внимание, что звонок с последнего урока – для Косты сигнальная ракета. (24)Он вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса, хватал пальто и, на ходу попадая в рукава, скрывался за школьной дверью. (25)Куда он мчался? (26)В свою загадочную жизнь, о которой никто, видимо, не имел представления.

(27)Его видели на улице с собакой, огненно-рыжей. (28)Но через некоторое время его встречали с другой собакой, боксёром. (29)А позднее он вёл на поводке чёрную головешку на маленьких кривых ногах.

(30)Однажды Евгения Ивановна не выдержала и решила проникнуть в таинственную жизнь своего ученика. (31)После звонка она выскользнула из класса вслед за Костой и, прячась за спины прохожих, проводила его до дома. (32)Коста исчез в подъезде и минут через пять появился снова.(33)Даже не заметив свою учительницу, он пронёсся мимо, а Женечка поспешила за ним.


(34)В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка – он был прикован к постели. (35)Это у него была такса – чёрная головешка на четырёх ножках. (36)Женечка стояла под окном и слышала разговор Косты и больного мальчика.

– (37)Она тебя ждёт, –  говорил больной.

– (38)Ты болей, не волнуйся, – слышался голос Косты.

– (39)Мать хочет продать Лаптя. (40)Ей некогда с ним гулять.

– (41)Приду утром, – после некоторого раздумья отвечал Коста. – (42)Только очень рано, до школы. (43)Пошли, Лапоть!

(44)Таксу звали Лаптем. (45)Коста вышел, держа собаку под мышкой, и вскоре они уже шагали по тротуару.

(46)Евгения Ивановна шла за мальчиком. (47)Ей захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживая в них веру в человека. (48)Но она молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. (49)Теперь он менялся на её глазах, как веточка багульника.

(По Ю. Яковлеву)*

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923-1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.

 

Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1-А7 обведите кружком.

 

А1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: : «Почему Евгения Ивановна стала присматриваться к Косте с нескрываемым любопытством?»

1) Коста вызывающе зевал на уроках, и Евгения Ивановна думала, что он зевает от скуки.

2) Коста был молчальником, и Евгения Ивановна не любила его за это.

3) Когда зацвёл багульник, все решили, что Коста – волшебник.

4) Евгения Ивановна начала догадываться, что у Косты своя жизнь, о которой она ничего не знала.

 

А2 Укажите, в каком значении  употребляется в тексте слово «представление» (предложение 26).

1) домысел, плод фантазии                              3) знание о чём-либо

2) знакомство с кем-либо                                 4) спектакль, зрелище

 

А3 Укажите  предложение,  в  котором  средством  выразительности  речи является метафора.

1) Однажды он принёс в класс несколько прутиков и поставил их в банку  с водой.

2) Это у него была такса –  чёрная головешка на четырёх ножках.


3) Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот!

4) Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста  молчальник.

 

А4 Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ВИДЕЛИ все согласные звуки мягкие.

2) В слове БАГУЛЬНИК мягкость согласного [л'] на письме обозначается буквой Ь (мягкий знак).

3) В слове ИСЧЕЗ все согласные звуки глухие.

4) В слове ПОДЪЕЗД букв больше, чем звуков.

 

А5 Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) зевал           2) растение            3) выдержала           4) подмести

 

 А6 В каком слове правописание приставки определяется её значением – «присоединение »?

1) принёс         2) приходится          3) присматриваться          4) прикован

 

А7  В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В наречии на -о (-е) пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано».

1) раздражённо       2) длинными          3) уверена        4) больной

 

Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

 

В1 Замените разговорное слово «буркнул» в предложении 15 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:__________________________________________

 

В2 Замените словосочетание «школьная дверь» (предложение 24), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:____________________________

 

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 27.
Ответ:____________________________

 

В4 Среди предложений 34 -37 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_____________________________

 

В5  В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Он вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса,1 хватал пальто и,2 на ходу попадая в рукава,3 скрывался за школьной дверью. Куда он мчался? В свою загадочную жизнь,4 о которой никто,5 видимо,6 не имел представления.

Ответ:__________________________________

 

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 14. Ответ запишите цифрой.

Ответ:_____________________________________

 

В7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Евгения Ивановна шла за мальчиком. Ей захотелось заговорить с Костой,1 расспросить его о собаках,2 которых он кормил,3 выгуливал,4 поддерживая в них веру в человека. Но она молча шла по следам своего ученика,5 который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником.

Ответ:_________________________

 

В8 Среди предложений 16 - 21 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________

 

В9 Среди предложений 5 - 8 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.

Ответ:_________________________

 

Часть 3

С2 Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

 

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Бориса Николаевича Головина: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Б.Н. Головина. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Категория: Мои статьи | Добавил: Elisewna (15.02.2014)
Просмотров: 2572 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz