(1)Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил
нос и широко
разевал рот! (2)Потом энергично тряс головой - разгонял сон - и снова глядел
на доску. (3)А через несколько минут снова зевал.
– (4)Почему ты зеваешь?! – раздражённо
спрашивала Женечка – так за глаза ребята
звали свою учительницу Евгению Ивановну –
маленькую, худенькую, с длинными волосами, собранными на макушке конским
хвостом.
(5)Она
была уверена, что он зевает от скуки. (6)Расспрашивать его было бесполезно: он
был молчальником.
(7)Однажды он
принёс в класс несколько прутиков и поставил их в банку с водой. (8)И все
посмеивались над прутиками, кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником.
(9)0н отнял и снова поставил в воду. (10)И каждый день менял воду.
(11)Но однажды веник зацвёл. (12)Прутики покрылись
маленькими светло-
лиловыми цветами, похожими на фиалки, прорезались светло-зелёные листочки.
(13)А за окном ещё поблёскивали кристаллики уходящего последнего снега.
(14)Все
толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и
интересовались, что за растение, почему оно цветёт.
– (15)Багульник!
– буркнул он и пошёл прочь.
(16)Люди
недоверчиво относятся к молчальникам. (17)Никто не знает, что у них на уме:
плохое или хорошее. (18)На всякий случай думают, что плохое. (19)Учителя тоже
не любят молчальников: хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое
слово приходится вытягивать из них клещами.
(20)Когда багульник
зацвёл, все забыли, что Коста молчальник. (21)Подумали, что он волшебник.
(22)И
Евгения Ивановна стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством.
(23)Женечка обратила внимание, что
звонок с последнего урока – для Косты сигнальная ракета. (24)Он вскакивал с
места и сломя голову выбегал из класса, хватал пальто и, на ходу попадая в
рукава, скрывался за школьной дверью. (25)Куда он мчался? (26)В свою загадочную
жизнь, о которой никто, видимо, не имел представления.
(27)Его видели на
улице с собакой, огненно-рыжей. (28)Но через некоторое время его встречали с
другой собакой, боксёром. (29)А позднее он вёл на поводке чёрную головешку на
маленьких кривых ногах.
(30)Однажды Евгения
Ивановна не выдержала и решила проникнуть в таинственную жизнь своего ученика.
(31)После звонка она выскользнула из класса вслед за Костой и, прячась за спины
прохожих, проводила его до дома. (32)Коста исчез в подъезде и минут через пять
появился снова.(33)Даже не заметив свою учительницу, он пронёсся мимо, а
Женечка поспешила за ним.
(34)В соседнем
доме, на первом этаже, болел парнишка – он был прикован к постели. (35)Это у
него была такса – чёрная головешка на четырёх ножках. (36)Женечка стояла под
окном и слышала разговор Косты и больного мальчика.
– (37)Она
тебя ждёт, – говорил больной.
– (38)Ты болей, не волнуйся, – слышался голос Косты.
– (39)Мать хочет продать Лаптя. (40)Ей некогда с ним
гулять.
– (41)Приду
утром, – после некоторого раздумья отвечал Коста. – (42)Только очень рано, до
школы. (43)Пошли, Лапоть!
(44)Таксу звали
Лаптем. (45)Коста вышел, держа собаку под мышкой, и вскоре они уже шагали по
тротуару.
(46)Евгения
Ивановна шла за мальчиком. (47)Ей захотелось заговорить с Костой, расспросить
его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживая в них веру в человека.
(48)Но она молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на
уроках и слыл молчальником. (49)Теперь он менялся на её глазах, как веточка
багульника.
(По Ю. Яковлеву)*
*
Яковлев Юрий Яковлевич (1923-1996) – писатель и
сценарист, автор книг для детей и юношества.
Задания
А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому
заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера
выбранных ответов на задания А1-А7 обведите кружком.
А1 В каком варианте
ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: :
«Почему Евгения Ивановна стала присматриваться к Косте с нескрываемым любопытством?»
1) Коста вызывающе зевал на уроках, и
Евгения Ивановна думала, что он зевает от скуки.
2) Коста был
молчальником, и Евгения Ивановна не любила его за это.
3)
Когда
зацвёл багульник, все решили, что Коста – волшебник.
4)
Евгения
Ивановна начала догадываться, что у Косты своя жизнь, о которой она ничего не
знала.
А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «представление» (предложение 26).
1)
домысел, плод фантазии 3) знание о
чём-либо
2)
знакомство с кем-либо 4) спектакль,
зрелище
А3
Укажите предложение,
в котором средством
выразительности речи является метафора.
1)
Однажды он принёс в класс несколько прутиков и поставил их в банку с водой.
2)
Это у него была такса – чёрная головешка
на четырёх ножках.
3)
Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал
рот!
4)
Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста
молчальник.
А4 Укажите ошибочное суждение.
1)
В слове ВИДЕЛИ все согласные звуки мягкие.
2)
В слове БАГУЛЬНИК мягкость согласного [л'] на письме обозначается буквой Ь
(мягкий знак).
3)
В слове ИСЧЕЗ все согласные звуки глухие.
4)
В слове ПОДЪЕЗД букв больше, чем звуков.
А5
Укажите
слово с чередующейся
безударной гласной
в корне.
1) зевал 2) растение 3) выдержала 4) подмести
А6 В каком слове правописание приставки определяется её
значением – «присоединение »?
1) принёс 2) приходится 3) присматриваться 4) прикован
А7
В
каком слове правописание суффикса определяется
правилом: «В наречии на -о (-е) пишется столько Н, сколько было в
прилагательном, от которого оно образовано».
1) раздражённо 2) длинными 3) уверена 4) больной
Задания В1-В9
выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте
словами или цифрами.
В1 Замените
разговорное слово «буркнул» в предложении 15
стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот
синоним.
Ответ:__________________________________________
В2 Замените словосочетание
«школьная дверь» (предложение 24),
построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся
словосочетание.
Ответ:____________________________
В3 Выпишите грамматическую основу предложения 27.
Ответ:____________________________
В4 Среди предложений
34 -37 найдите предложение с обособленным
приложением. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_____________________________
В5
В
приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном
слове.
Он
вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса,1 хватал пальто
и,2 на ходу попадая в рукава,3 скрывался за школьной
дверью. Куда он мчался? В свою загадочную жизнь,4 о которой никто,5
видимо,6 не имел представления.
Ответ:__________________________________
В6 Укажите количество грамматических
основ в
предложении 14. Ответ запишите цифрой.
Ответ:_____________________________________
В7 В приведённых ниже
предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие
запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Евгения
Ивановна шла за мальчиком. Ей захотелось заговорить с Костой,1
расспросить его о собаках,2 которых он кормил,3
выгуливал,4 поддерживая в них веру в человека. Но она молча шла по
следам своего ученика,5 который отвратительно зевал на уроках и слыл
молчальником.
Ответ:_________________________
В8 Среди предложений
16 - 21 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер
этого предложения.
Ответ:_________________________
В9 Среди предложений 5
- 8 найдите сложные бессоюзные
предложения. Напишите номера этих предложений.
Ответ:_________________________
Часть 3
С2 Используя
прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.
Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Бориса
Николаевича Головина: «К оценке достоинств речи мы должны
подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для
выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?». Аргументируя свой
ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя
примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы
можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на
лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Б.Н. Головина.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно,
разборчивым почерком.
|