Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит из 3 частей.
Часть 1 включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 7 заданий с выбором ответа (А1 – А7) и 9 заданий с кратким ответом (В1 – В9).
К каждому заданию с выбором ответа (А1 – А7) даны четыре варианта ответа, из которых только один верный. Ответы к заданиям В1 – В9 Вы должны сформулировать самостоятельно. Ответы на задания части 2 укажите сначала на листах с заданиями экзаменационной работы, а затем перенесите в бланк № 1.
Часть 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.
Задание части 3 (С2) представляет собой письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.
При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание С1 на бланке ответов № 2. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения. С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой
микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2 Прочтите текст и выполните задания А1 – А7; В1 – В9; С2.
(1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг – театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Но она была не просто девочка, она – помощник художника.
(5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.
- (6)Ты кто? - спросила она парня.
- (7)Шофёр, - ответил парень.
- (8)А что ты здесь делаешь? -(9)Жду.
- (10)Кого?
- (11)Викторию Сергееву.
(12)Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина. (13)И Алиса задала парню «взрослый» вопрос:
- (14)Ты её любишь?
- (15)Нет, - улыбнулся парень. - (16)Я однажды спас её. (17)В нашем городе, театр был тогда у нас на гастролях. (18)Это было весной, в конце марта. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.
- (24)И ты прыгнул в ледяную воду?
- (25)Прыгнул, - подтвердил парень.
- (26)Не испугался?
- (27)Не успел испугаться.
- (28)И не заболел?
- (29)Заболел немножко.
(30)Алиса и незнакомый парень разговаривали и не заметили, как во двор вошли Сергеева и знакомый художник. (31)Парень первым увидел её и сказал:
- (32)3дравствуйте, Виктория! (33)Вы, наверное, не помните меня?
(34)Я Назаров.
(35)Сергеева внимательно посмотрела на парня: она не могла вспомнить его.
- (36)Ну помните, как Вы катались на санках, а я... (37)Вы ещё пригласили меня в Москву.
- (38)Ах, да, - вспомнила Сергеева. - (39)Сейчас я организую Вам билеты.
- (40)Спасибо, - сказал Назаров, - но я не за этим приехал. (41)У меня
болен отец. (42)Мы приехали в Москву, но в Москве я знаю только Вас, и я
хотел спросить, можем ли мы остановиться у Вас на неделю?
- (43)Нет, нет, - поспешно сказала Сергеева. - (44)Это неудобно,
потому что у меня совсем маленькая квартира.
- (45)Что же делать? - спросил парень.
- (46)Не знаю.
(47)И тут Алиса взяла парня за руку. (48)«Пойдём», - сказала она. -(49)«Куда?» - удивился парень. - (50)«К нам», - сказала Алиса.
(51)Она не думала, что скажут дома. (52)Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. (53)А когда спасают, то долго не думают, а раз – и в холодную воду!
- (54)Нехорошо как, - сказал художник, когда Алиса и шофёр вышли
вместе со двора. - (55)Ведь он вам жизнь спас.
- (56)Что же, я теперь памятник ему должна поставить? - ответила
Сергеева.
(57)И тут старый сторож вдруг закричал: (58)«Вон! (59)Вон отсюда!» (60)Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор. (61)Но кричал-то он на Сергееву.
(По Ю. Яковлеву)* *Яковлев Юрий Яковлевич (1923-1996) - писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.
Задания А1 – А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1 – А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1 – А7 обведите кружком.
А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему сторож кричал: «Вон отсюда!»?
- Потому что мальчишки «тихонько пробрались в театральный двор».
- Потому что во дворе собралось много народу, и это мешало ему убирать двор.
- Потому что сторож был недобрым человеком.
- Потому что сторожа рассердила чёрствость Виктории Сергеевой.
А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «свободно» (предложение 3).
- бесцеремонно
- беспрепятственно
- непринуждённо
- не скрывая
А3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является противопоставление?
- Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.
- Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина.
- - Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.
- Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. А когда спасают, то долго не думают...
А4. Укажите ошибочное суждение.
- В слове ПАРЕНЬ мягкость согласного [н,] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
- В слове ДЕВОЧКУ все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
- В слове ОСТАНОВИТЬСЯ 10 звуков.
- В слове ПРИЕХАЛИ буква Е обозначает 2 звука.
А5. Укажите слово с безударной гласной в корне, не проверяемой ударением.
- гастроли
- задала
- катались
- закричали
А6. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на З и С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными – С»?
- сразу
- спросил
- здравствуйте
- разговаривал
А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано»?
- болен
- ледяной
- поспешно
- театральный
81. Замените разговорное слово «парня» из предложения 5 стилистически
нейтральным синонимом или синонимичным выражением. Напишите этот
синоним.
Ответ: ______________________
82. Замените словосочетание «театральный двор» (предложение 3),
построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со
связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ______________________
83. Выпишите грамматическую основу предложения 1.
Ответ: ______________________
84. Среди предложений 1 – 5 найдите предложение с обособленным
приложением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ______________________
85. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
- Здравствуйте,(1) Виктория! Вы,(2) наверное,(3) не помните меня? Я Назаров. Сергеева внимательно посмотрела на парня: она не могла вспомнить его.
- Ну помните,(4) как Вы катались на санках,(5) а я... Вы ещё пригласили меня в Москву.
- Ответ:
Задания В1 – В9 выполните на основе прочитанного текста.
Ответом к этим заданиям являются слова и наборы цифр, которые
следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера
соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ______________________
87. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями
сложного предложения, связанными подчинительной связью.
- Спасибо,(1) - сказал Назаров,(2) - но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали в Москву,(3) но в Москве я знаю только Вас,(4) и я хотел спросить,(5) можем ли мы остановиться у Вас на неделю?
- Нет,(6) нет,(7) - поспешно сказала Сергеева. - Это неудобно,(8), потому что у меня совсем маленькая квартира.
Ответ: ______________________
88. Среди предложений 54 – 61 найдите сложное предложение с
последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого
предложения.
Ответ: ______________________
89. Среди предложений 12 – 23 найдите сложное предложение с бессоюзной и
союзной сочинительной и подчинительной связью между частями.
Напишите номер этого предложения.
Ответ: ______________________
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните задание С2 на бланке ответов № 2. С2
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
известного лингвиста Александра Николаевича Тихонова: «Каждая
часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл, для чего-то
служит. Общий смысл слова всегда складывается из значений
всех его составных элементов».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного
текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или
применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле,
раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы
можете словами А.Н. Тихонова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение
пишите аккуратно, разборчивым почерком.
|