Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 27.11.2024, 04:19

Сайт учителя русского языка и литературы Шкуринской Елены

Меню сайта
Форма входа

Блог

Главная » 2013 » Ноябрь » 11 » 9 класс. Русский язык. Придаточные изъяснительные. Придаточные подлежащные ( изъяснительные) отвечают на вопросы подлежащего или другие паде
17:42
9 класс. Русский язык. Придаточные изъяснительные. Придаточные подлежащные ( изъяснительные) отвечают на вопросы подлежащего или другие паде

Придаточные  изъяснительные отвечают на вопросы подлежащего или другие падежные вопросы. Они относятся к членам предложения, ко­торые имеют значения речи, мысли или чувства. Это чаще всего глаголы (сказал, ответил, спросил и др.; подумал, вспомнил, решил и др.; гордился, обрадовался и др.); реже другие части речи: прилагательные, наречия, существитель­ные (рад; известно, ясно, нужно, жаль; разговор, сообщение и др.), например: 1) Я сказал мальчикам (что сказал?), что заблудился. (Т.) 2) Недаром говорится (что го­ворится?), что дело мастера боится. (Поел.) 3) Она т р е б о в а л а (чего требовала?), чтобы я всё больше учил стихов. (М. Г.) 4) Говорили (о ч ё м говорили?), будто его видели в городе. (Бун.) 5) Я р ад (чему рад?), что вы успешно закончили свою работу. 6) Сообщение о том чём?), что космический корабль благополучно приземлился, быстро облетело весь мир. 7) Она дала сло­во чём?), что выполнит всё точно и аккуратно (ср.: Она обещала, что выполнит всё точно и аккуратно).

Придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняе­мому слову тремя способами: 1) при помощи союзов что, как, будто, чтобы (см. примеры выше); 2) при помощи союзных слов, например: Дети чувствуют (что чув­ствуют?), кто их любит. (Т.); 3) при помощи частицы ли, употреблённой в значении союза; например: Яне знаю (чего?), буду ли дома вечером.

Придаточные подлежащные (изъяснительные) могут служить для переда­чи косвенной речи. С помощью союзов что, как, будто вы­ражаются косвенные сообщения, с помощью союза чтобы косвенные побуждения, с помощью союзных слов и союза-частицы ли — косвенные вопросы.

В главном предложении при поясняемых словах может быть указательное слово то, которое служит для выделения содержания придаточного предложения; сравните, например: Никто не знал, откуда у этого ворчливого старика брались ласковые слова и Никто не знал того, откуда у этого ворч­ливого старика брались ласковые слова.

1. Прочитайте и укажите главные предложения и придаточные подлежащные (изъяснительные); затем укажите, к каким словам или словосочетаниям относятся придаточные и какими союзами и союзными словами они прикрепляются. Перепишите, расставляя запятые.

1) Дубов пол..гал что звание шахтёра самое высокое и почётное. (Фад.) 2) Левинсон распорядился что(бы) к вечеру собрался для обсуждения Морозкиного поступка сельский сход. (Фад.) 3) Крайнев поднял голову и увид..л как в открытые ворота в..ехала коло..а машин. 4) Ты рада что ты дома? (Ч.) 5) Татьяна Афанасьевна подала брату знак что больная хочет уснуть. (П.)

6)    Ей снится буд(то)   (бы) она идёт по снеговой поляне.  (П.)

7)    Особенно было страшно то что над огнём в дыму летали голуби.  (Ч.)

2. Допишите, добавляя при помощи союза что к выделенным сло­вам и оборотам придаточные изъяснительные предложения и расставляя запятые.

1) Скоро мы убедились ...................................................................................................................

2) Я был убеждён ………………………………………………………………………………………. .

3) У ме­ня сложилось твёрдое убеждение в том ………………………………………………..

4) Мы твёрдо ве­рим ... …………………………………………………………………………………….

5) Володя был уверен в том ...................................................................................................... .

) Твёрдая вера в то ........................................... поддерживала его в самые тяжёлые минуты.

7) Я предпола­гаю ........................................................................................................................ .

8) Докладчик высказал предположение о том ........................................................................ .

3. Рас­ставьте знаки препинания и подчёркивая придаточные изъяснительные предложения.

1) Иван Ильич спросил где находится штаб. (А. Н. Т.) 2) В степной полосе где был расположен родной Колин городок лесов (не)было. (Пауст.) 3) Теперь Леонтьеву стало ясно о чём он будет писать. (Пауст.) 4) Он охотно соглашался со всем что го­ворил капитан. (Пауст.) 5) Пароход сел на мель вблизи того го­родка куда ехал Леонтьев. (Пауст.) 6) Что написано пером то (не) вырубишь топором. (Посл.) 7) Дерсу замолчал. Он (по)видимому (не)знал что ему делать дальше. (Арс.) 8) Давным-давно заду­мал я взглянуть на дальние поля узнать прекрасна (ли) земля. (Л.) 9) Из..ясните мне в чём состоит ваша просьба и может быть мне удастся вам помочь. (П.) 10) Казбич вообразил будто Азамат украл у него лошадь. (Л.) 11) Матрёне дочери купецкой мысль пришла чтоб в знатную войти родню. (Кр.)

Просмотров: 4652 | Добавил: Elisewna | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz