Пьеса
«Гроза» была написана Островским в течение лета и осени 1859
г., в этом же году поставлена на сцене, напечатана же была в 1860 г. Это период общественного подъёма,
когда трещали устои крепостничества. Название «Гроза» - это не просто величественное явление
природы, а социальное потрясение. В драме отразился подъём общественного
движения, те настроения,
которыми жили передовые люди эпохи 50-60 годов.
Пьеса
«Гроза» смогла пройти через цензурные рогатки не случайно. По просьбе друзей Островского
цензор И. Нордстрем, благоволивший к драматургу, представил «Грозу» как пьесу не
социально-обличительную, сатирическую, а любовно-бытовую, ни словом не упомянув в своём
рапорте ни о Диком,
ни о Кулигине, ни о Феклуше. «Гроза» была разрешена драматической цензурой к представлению в 1859 г, а напечатана в
январе I860 г.
В
самой общей формулировке основную тему «Грозы» можно определить как столкновение между
новыми веяниями и старыми традициями. между утесняемыми и
утеснителями, между стремлением угнетаемых людей к свободному проявлению своих
Человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в пореформенной
России общественными и семейными порядками, бытовыми
порядками.
Тема «Грозы» органически связана
с её конфликтами. Конфликт, составляющий основу сюжета драмы, - это конфликт
между старыми уже, изжившими_себя, авторитарными социально-бытовыми принципами опиравшимися на всю систему феодаоьно-крепостнического
деспотизма и новыми прогрессивными стремлениями к
равноправию, к свободе человеческой личности. Конфликт «Грозы», отображающий сюжетность изображаемой
жизни, представляет
собой узел конфликтов, объединённых основным конфликтом -Катерины и Бориса с окружающей их
средой, к нему присоединяются конфликты Кулигина м Диким и Кабанихой, Кудряша с Диким,
Бориса с Диким, Варвары
с Кабанихой, Тихона с Кабанихой. Пьеса является правдивым отражением общественных отношений,
интересов и борьбы своего времени.
Общая тема «Грозы» влечёт за
собой и ряд частных тем:
а) рассказами Кулигина, репликами Кудряша и
Бориса, поступками Дикого и Кабанихи Островский даёт подробную характеристику
материально-правового положения как привилегированных общественных слоев, так и трудящихся той эпохи;
б) излагая взгляды и мечты
Кулигина, автор знакомит нас с воззрениями, тогда господствовавшими в жизни людей, с уровнем
культурных запросов и состоянием
общественных нравов. От начала до конца проходит тема борьбы между реакционными и
демократическими силами. Эта борьба выражена в образах Дикого, Кабанихи и
Феклуши, с одной стороны, и Кулигина и Катерины - с другой;
в) рисуя жизнь, интересы,
влечения и переживания действующих лиц «Грозы», автор с разных сторон воспроизводит тогдашний общественный и семейно-бытовой уклады
купечества и мещанства. Тем самым в пьесе освещается проблема социальных и семейно-бытовых
отношений. Островский,
детализируя эту проблему, ярко обрисовывал положение женщины в мешанско-купеческой
среде;
г) отвечая на актуальные вопросы
своего времени,
Островский нарисовал в пьесе широкий жизненный фон. Герои говорят о важных для
своей поры общественных явлениях: о возникновении первых железных дорог, о
холерных эпидемиях, о развитии торгово-промышленной деятельности в Москве и
т.д.;
д) наряду с
социально-экономическими и бытовыми условиями, автор мастерски нарисовал и окружающую
природу, разное отношение
к ней действующих лиц.
Итак, говоря словами Гончарова, в
«Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов». Предреформенная Россия представлена в ней
и своим социально-экономическим, и культурно-нравственным, и семейно-бытовым обликом.
Какова
же идея? Автор выступил смелым обличителем социальных порядков; беспощадная
правда, с которой в «Грозе» изображаются нравы правящих классов и положение
трудового люда, превратила пьесу в зеркало своей эпохи. Природа, в которой
живут люди, чудесна, её богатства беспредельны, её красота изумительна. Но
общественные порядки, властвующие в жизни, безобразны. При этих порядках, говорит своей пьесой
Островский, большинство
населения находится в материальной кабале у богатого меньшинства. «А у кого деньги, -
рассказывает Кулигин Борису о нравах своего города, -тот старается бедного закабалить,
чтобы на его труды даровые ещё больше денег- наживать» (Д 1, явл. 3). Богатое
меньшинство не довольствуется грабежом закабалённых ими людей, ведут яростную борьбу за рубль
и между собой. «А между собой-то, - рассказывает Кулигин, - как живут!
Торговлю друг у
друга подрывают, враждуют друг на друга» (Д. I, явл. 3). В условиях предреформенного слоя большинство
населения угнеталось не только экономически, но и духовно. Купечество, уверенное, как и
дворянство, в своей полной безнаказанности, творило суд и расправу над закабалёнными,
руководствуясь лишь собственными интересами и желаниями. «Захочу, - чванится
Дикой перед Кулигиным, - помилую, захочу - раздавлю» (Д. IV, явл. 2). В грозном окрике и
постоянном устрашении ей подвластных, основной закон жизнеустройства видит и Кабаниха.
Одна
из замечательных особенностей этой пьесы - в органическом сочетании беспощадной критики
старого и утверждения нового. Раскрывая тему и идею «Грозы», Островский делит всех действующих
лиц на две основные
группы: утеснителей и утесняемых, деспотов и протестантов. Утесните-ли, «тёмное царство», по словам
Добролюбова, - это прежде всего Дикой и Кабаниха, представители буржуазии, которая быстро
набиралась силы в предреформенной России. (Кабаниха - Марфа Игнатьевна
Кабанова). К утесняемым относятся все
остальные герои.
Композиция пьесы
а) Экспозиция
- картин Волжского простора и духоты калиновских нравов
(Д. I, явл. 1-4).
б) Завязка
- на придирки свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво
отвечает: «Ты про меня, маменька,
это напрасно говоришь. Что при людях,
что без людей, я всё одна, ничего из
себя не доказываю». Первое столкновение (Д. I, явл. 5).
в) Далее идёт развитие конфликта между героями, в природе дважды собирается гроза (Д. I, явл. 9). Катерина признаётся
Варваре, что полюбила Бориса и пророчество старой барыни, отдалённый удар
грома; конец Д. IV. Грозовая туча ползёт, как живая, полубезумная старуха грозит
Катерине смертью в омуте
и аде, и Катерина признаётся в грехе (первая кульминация), падает без чувств.
Но гроза так и не обрушилась на город, только предгрозовое напряжение.
д) Вторая
кульминация - Катерина произносит последний монолог, когда
прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью: «Друг мой!
Радость моя! Прощай!» (Д. V, явл. 4).
е) Развязка
- самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона,
который, будучи живым, завидует умершей жене: «Хорошо тебе. Катя! А я-то
зачем остался жить да мучиться!..» (Д. \, явл.7).
Жанровое своеобразие пьесы
«Гроза».
По
всем признакам жанра, пьеса «Гроза» - трагедия, так как конфликт между героями приводит
трагическим последствиям. Есть в пьесе и элементы комизма (самодур Дикой с его нелепыми,
унижающими человеческое
достоинство требованиями, рассказы Феклуши, рассуждения калиновцев), которые помогают увидеть
бездну, готовую поглотить Катерину и которую безуспешно пытается осветить
светом разума, добра и милосердия Кулигин.
Сам
Островский назвал пьесу драмой, этим подчёркивая широкую распространенность
конфликта пьесы, повседневность изображённых в ней событий.
|