По жанру
«Евгений Онегин» - роман в стихах, т.е. лиро-эпическое произведение, где лирическое
и эпическое
равноправно, где автор свободно переходит от повествования к лирическим
отношениям.
Таким образом, жанр «свободного романа» во многом определил композицию «Евгения Онегина».
II романе
две сюжетные линии: I. Онегин - Татьяна:
Знакомство
- вечер у Лариных:
Пора
пришла, она влюбилась...
- Разговор
с няней, письмо к Онегину.
- Через
два дня объяснение в саду. Сон Татьяны. Именины. Татьяна
приходит в дом Онегина.
- Отъезд
в Москву.
- Встреча
на балу в Петербурге через два года. Вечер у Татьяны.
Сомненья
нет увы! Евгений В Татьяну как дитя влюблен...
- Письмо
к Татьяне. Объяснение. '.'
Онегин - Ленский:
- Знакомство
в деревне:
Сперва
взаимной разнотой Они друг другу были скучны; Потом понравились; потом Съезжались
каждый день верхом И скоро стали неразлучны. Разговор после вечера у Лариных:
Неужто
ты влюблен в меньшую?
- А что?
- Я выбрал
бы другую,
Когда
б я был, как ты, поэт.
- Именины Татьяны:
Онегин
Поклялся
Ленского взбесить
И уж
порядком отомстить.
Ленский:
Две пули - больше ничего
-
Вдруг
разрешат судьбу его.
- Дуэль.
Композиция:
Глава
1 - развернутая экспозиция.
Глава
2 - завязка II сюжетной
линии (знакомство Онегина с Ленским).
Глава
3 - завязка I сюжетной
линии (знакомство Онегина с Татьяной).
Глава
6 - дуэль (кульминация и развязка II линии).
Глава
8 - развязка I линии.
Открытость
романа - важная композиционная особенность.
Необычность
развязки - отсутствие определенности - два пути Ленского:
Быть
может, он для блага мира
Иль
хоть для славы был рожден...
А может
быть и то: поэта
Обыкновенный
ждал удел...
- Развязка I линии:
И здесь героя моего, В минуту,
злую для него, Читатель, мы теперь оставим, Надолго... навсегда. Основной принцип организации романа - это симметрия
(зеркальность) и параллелизм. Симметрия
выражается в повторении одной сюжетной
ситуации в третьей и восьмой главах: встреча -письмо - объяснение.
При этом Онегин и Татьяна как бы меняются ролями, не только
во внешней схеме, но и в передаче ее Пушкиным: в первом случае автор с Татьяной, во
втором - с Онегиным. «Сегодня очередь моя»- говорит Татьяна, сопоставляя две истории
любви. Цельность Татьяны противопоставляется натуре Онегина.
Онегин
говорит вещи прямо противоположные при первом объяснении с Татьяной и в письме:
- Но
я не создан для блаженства, Ему чужда душа моя. Напрасны
ваши совершенства: Их вовсе недостоин
я...
- Пред
вами в муках замирать Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!
А Татьяна
остается верна себе:
Я вас
люблю (к чему лукавить?)...
- Два
письма, композиция которых в свою очередь параллельна - ожидание ответа - реакция адресата - два объяснения.
- Петербург
играет обрамляющую роль (появляется в 1-й и 8-й главах).
- Ось
симметрии - сон Татьяны (глава 5).
Антитеза частей романа, связанных
преимущественно с раскрытием того или иного образа:
Глава
1 - Петербург - жизнь Онегина.
Глава
2 - деревня - жизнь Татьяны.
Основная композиционная единица романа - глава.
Каждая новая глава - новый этап в развитии сюжета. Строфа
- более мелкая, но тоже завершенная единица, всегда знаменующая новый этап в развитии мысли.
Композиционная
роль лирических отступлений:
1. Обычно лирические отступления связаны с сюжетом романа.
Татьяну Пушкин противопоставляет светским красавицам:
Я знал
красавиц недоступных, Холодных, чистых, как зима,
Неумолимых, неподкупных,
Непостижимых для ума... 2. Разный размер лирических
отступлений - от одной строчки («Как Дельвиг пьяный на пиру») Л" нескольких
строф (глава 1, LVII-LX).
3 Часто лирические отступления заканчивают
или начинают главу.
Начало главы восьмой:
В те
дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал... Конец главы первой:
Иди
же к невским берегам, Новорожденное творенье, И заслужи мне славы дань: Кривые толки,
шум и брань!
4 Лирические отступления используются для перехода от
одного повествовательного плана к
друюму.
У нас теперь не то в предмете:
Мы лучше поспешим на бал, Куда стремглав в ямской карете Уж мой Онегин поскакал.
9 Пирические отступления появляются перед кульминационными
моментами действия:
- перед
объяснением с Онегиным;
- перед
сном Татьяны;
- перед
дуэлью.
6.
Часто содержат обращение к читателю, что позволяет связать лирическое и эпическое:
Нес
это значило, друзья:
С приятелем
стреляюсь я.
Композиционная роль пейзажа. Показывает
ход времени в романе, Характеризует духовный мир героев; часто сопутствует образу Татьяны.
Гиль
вставных элементов:
I. Письма
написаны не онегинской строфой, что подчеркивает их самостоятельную роль в романе и соотносит друг с
другом.
2 Сон Татьяны - ось симметрии романа, пародия на гостей.
Он предвещает будущие собы-IHH и и каком-то смысле является
выражением авторской позиции.
Л. Фольклорные элементы сопутствуют образу Татьяны. Они даны
перед поворотными mo-mi 'шами в ее судьбе:
песня
девушек - перед объяснением с Онегиным;
- сон - перед именинами и дуэлью Онегина
с Ленским.
Композиционная
роль внутреннего времени романа.Не всегда романное время соотносится с реальным ходом времени, хотя определенные вехи (например, смена времен года) означают
и реальное время в «Евгении Онегине».
■ В
Петербурге время летит, что автор подчеркивает, используя глаголы: поскачет,
помчался, полетел; стремглав... поскакал; стрелой взлетел по мраморным
ступеням. В деревне время стоит почти на месте: между объяснением Татьяны
и Онегина и дуэлью проходит
полгода. Композиционная роль предметно-бытовой
детали: новые вещи знаменуют новый
этап и жизни героя и, соответственно, в организации романа.
Авторское отношение к композиции. Несмотря
на четкость композиции, создается впечатление, что автор относится к ней легкой
небрежно- поэт пропускает события в жизни героев, i фочки,
строфы, опускает целую главу («Путешествие Онегина»), оставляет открытой развязку.
|