Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 23.11.2024, 11:28

Сайт учителя русского языка и литературы Шкуринской Елены

Меню сайта
Форма входа

Блог

Главная » 2013 » Декабрь » 22 » Композиция «Евгения Онегина»
16:09
Композиция «Евгения Онегина»

По жанру «Евгений Онегин» - роман в стихах, т.е. лиро-эпическое произведение, где лирическое  и эпическое равноправно, где автор свободно переходит от повествования к лирическим

отношениям. Таким образом, жанр «свободного романа» во многом определил композицию «Евгения Онегина».

II романе две сюжетные линии: I. Онегин - Татьяна:

Знакомство - вечер у Лариных:

Пора пришла, она влюбилась...

-  Разговор с няней, письмо к Онегину.

-  Через два дня объяснение в саду. Сон Татьяны. Именины. Татьяна приходит в дом Онегина.

-  Отъезд в Москву.

-  Встреча на балу в Петербурге через два года. Вечер у Татьяны.

Сомненья нет увы! Евгений В Татьяну как дитя влюблен...

-  Письмо к Татьяне. Объяснение. '.' Онегин - Ленский:

-  Знакомство в деревне:

Сперва взаимной разнотой Они друг другу были скучны; Потом понравились; потом Съезжались каждый день верхом И скоро стали неразлучны. Разговор после вечера у Лариных:

Неужто ты влюблен в меньшую?

-  А что?

-  Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

- Именины Татьяны:

Онегин

Поклялся Ленского взбесить

И уж порядком отомстить.

Ленский:

Две пули - больше ничего -

Вдруг разрешат судьбу его.

- Дуэль.

 

 

 

 

Композиция:

Глава 1 - развернутая экспозиция.

Глава 2 - завязка II сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским).

Глава 3 - завязка I сюжетной линии (знакомство Онегина с Татьяной).

Глава 6 - дуэль (кульминация и развязка II линии).

Глава 8 - развязка I линии.

Открытость романа - важная композиционная особенность.

Необычность развязки - отсутствие определенности - два пути Ленского:

Быть может, он для блага мира

Иль хоть для славы был рожден...

А может быть и то: поэта

Обыкновенный ждал удел...

- Развязка I линии:

И здесь героя моего, В минуту, злую для него, Читатель, мы теперь оставим, Надолго... навсегда. Основной принцип организации романа - это симметрия (зеркальность) и параллелизм. Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в третьей и восьмой главах: встреча -письмо - объяснение.

При этом Онегин и Татьяна как бы меняются ролями, не только во внешней схеме, но и в передаче ее Пушкиным: в первом случае автор с Татьяной, во втором - с Онегиным. «Сегодня очередь моя»- говорит Татьяна, сопоставляя две истории любви. Цельность Татьяны противопо­ставляется натуре Онегина.

Онегин говорит вещи прямо противоположные при первом объяснении с Татьяной и в письме:

-   Но я не создан для блаженства, Ему чужда душа моя. Напрасны ваши совершенства: Их вовсе недостоин я...

-   Пред вами в муках замирать Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

А Татьяна остается верна себе:

Я вас люблю (к чему лукавить?)...

-  Два письма, композиция которых в свою очередь параллельна - ожидание ответа - реак­ция адресата - два объяснения.

-  Петербург играет обрамляющую роль (появляется в 1-й и 8-й главах).

-  Ось симметрии - сон Татьяны (глава 5).

Антитеза частей романа, связанных преимущественно с раскрытием того или иного образа:

Глава 1 - Петербург - жизнь Онегина.

Глава 2 - деревня - жизнь Татьяны.

Основная композиционная единица романа - глава. Каждая новая глава - новый этап в развитии сюжета. Строфа - более мелкая, но тоже завершенная единица, всегда знаменующая новый этап в развитии мысли.

Композиционная роль лирических отступлений:

1. Обычно лирические отступления связаны с сюжетом романа. Татьяну Пушкин противопос­тавляет светским красавицам:

Я знал красавиц недоступных, Холодных, чистых, как зима,


Неумолимых, неподкупных, Непостижимых для ума... 2. Разный размер лирических отступлений - от одной строчки («Как Дельвиг пьяный на пиру») Л" нескольких строф (глава 1, LVII-LX).

3 Часто лирические отступления заканчивают или начинают главу.
Начало главы восьмой:

В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал... Конец главы первой:

Иди же к невским берегам, Новорожденное творенье, И заслужи мне славы дань: Кривые толки, шум и брань!

4 Лирические отступления используются для перехода от одного повествовательного плана к
друюму.

У нас теперь не то в предмете: Мы лучше поспешим на бал, Куда стремглав в ямской карете Уж мой Онегин поскакал. 9 Пирические отступления появляются перед кульминационными моментами действия:

-  перед объяснением с Онегиным;

-  перед сном Татьяны;

-  перед дуэлью.

6. Часто содержат обращение к читателю, что позволяет связать лирическое и эпическое:

Нес это значило, друзья:

С приятелем стреляюсь я.

Композиционная роль пейзажа. Показывает ход времени в романе, Характеризует духов­ный мир героев; часто сопутствует образу Татьяны.

Гиль вставных элементов:

I. Письма написаны не онегинской строфой, что подчеркивает их самостоятельную роль в романе и соотносит друг с другом.

2 Сон Татьяны - ось симметрии романа, пародия на гостей. Он предвещает будущие собы-IHH и и каком-то смысле является выражением авторской позиции.

Л. Фольклорные элементы сопутствуют образу Татьяны. Они даны перед поворотными mo-mi 'шами в ее судьбе:

песня девушек - перед объяснением с Онегиным;

- сон - перед именинами и дуэлью Онегина с Ленским.

Композиционная роль внутреннего времени романа.Не всегда романное время соотносится  с реальным ходом времени, хотя определенные вехи (например, смена времен года) означают и реальное время в «Евгении Онегине».

■ В Петербурге время летит, что автор подчеркивает, используя глаголы: поскачет, помчался, полетел; стремглав... поскакал; стрелой взлетел по мраморным ступеням. В деревне время стоит почти на месте: между объяснением Татьяны и Онегина и дуэлью проходит полгода. Композиционная роль предметно-бытовой детали: новые вещи знаменуют новый этап и жизни героя и, соответственно, в организации романа.

Авторское отношение к композиции. Несмотря на четкость композиции, создается впечатление, что автор относится к ней легкой небрежно- поэт пропускает события в жизни героев, i фочки, строфы, опускает целую главу («Путешествие Онегина»), оставляет открытой развязку.

Просмотров: 3744 | Добавил: Elisewna | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz