Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 10:52

Сайт учителя русского языка и литературы Шкуринской Елены

Меню сайта
Форма входа

Блог

Главная » 2013 » Декабрь » 22 » Ленский и Татьяна Ларина
16:12
Ленский и Татьяна Ларина

Ленский и Татьяна Ларина не только сюжетные партнеры заглавного героя. Это полнокровные образы современников, в судьбе которых тоже «отразился век».

Романтик и поэт Ленский кажется духовным и социальным антиподом Онегина, исключительным героем, полностью оторванным от быта, от русской жизни. Житейская неопытность, пыл-
....... Ровных чувств к Ольге, «реки» элегий, написанных в духе «унылого романтизма», - все

это отделяет восемнадцатилетнего помещика от бывшего петербургского повесы. Автор, сообщая об их знакомстве, сначала возводит различия между ними в абсолютную степень («Они сошлись. Волна и камень, / Стихи и проза, лед и пламень, / Не столь различны меж собой»), но сразу же указывает, что именно «взаимной разнотой» они понравились друг другу. Возникла парадоксаль­ная дружба «от делать нечего».

Не только крайности соединили героев - между ними немало общего. Онегин и Ленский отчуждены от помещичьей среды, каждый из них выражает одну из тенденций русской духовной жизни: Онегин - разочарованность и скептицизм, Ленский - романтическую мечтательность и порыв к идеалу. И та и другая тенденция - часть европейского духовного развития. Кумиры Оне­гина - Байрон и Наполеон. Ленский - поклонник Канта и Шиллера. Ленский тоже ищет цель жизни: «Цель жизни нашей для него / Была заманчивой загадкой, / Над ней он голову ломал / И чудеса подозревал». А самое главное - характер Ленского, как и характер Онегина, - дисгармо­ничный, незавершенней. Чувствительный Ленский столь же далек от пушкинского идеала челове­ческой гармонии, как и рационалист Онегин.

С Ленским в роман входят темы молодости, дружбы, сердечного «невежества», преданности чувствам, юношеской отваги и благородства. Стремясь защитить Ольгу от «развратителя», герой заблуждается, но это искреннее заблуждение. Ленский - поэт (еще одним поэтом в романе явля­ется сам автор), и хотя в авторском комментарии к его стихам много иронии, добродушных на­смешек, подтрунивания, автор отмечает в них подлинность чувств и остроумие:

Не мадригалы Ленский пишет

В альбоме Ольги молодой,

Его перо любовью дышит,

Не хладно блещет остротой;

Что ни заметит, ни услышит

Об Ольге, он про то и пишет

И, полны истины живой,

Текут элегии рекой. Необычность героя объяснена автором с социальных позиций. Душа Ленского не увяла от «хладного разврата света», он воспитывался не только в «Германии туманной», но и в русской деревне. В «полурусском» мечтателе Ленском больше русского, чем в толпе окрестных помещи­ков. Автор с грустью пишет о его гибели, дважды (в 6-й и 7-й главах) приводит читателя на его могилу. Печалит автора не только смерть Ленского, но и возможное оскудение юношеского ро­мантизма, врастании героя в косную помещичью среду. С этим вариантом судьбы Ленского иро­нически «рифмуются» судьбы любительницы сентиментальных романов Прасковьи Лариной и «де­ревенского старожила» - дяди Онегина.

Татьяна Ларина - «милый идеал» автора. Он не скрывает своей симпатии к героине, подчер­кивая ее искренность, глубину чувств и переживаний, простодушие и преданность любви. Ее лич­ность проявляется в сфере любовных и семейных отношений. Как и Онегина, ее можно назвать «гением любви». Татьяна - участница основного сюжетного действия романа, в котором ее роль сопоставима с ролью Онегина.

Характер Татьяны, так же как и характер Онегина, - динамичный, развивающийся. Обычно обращают внимание на резкое изменение ее социального статуса и внешнего облика в последней главе: вместо деревенской барышни, непосредственной и открытой, перед Онегиным предстала величественная и холодная светская дама, княгиня, «законодательница зал». Ее внутренний мир закрыт от читателя: Татьяна вплоть до своего заключительного монолога не произносит ни слова. Автор также хранит «тайну» о ее душе, ограничиваясь «визуальными» характеристиками героини («Как сурова! / Его не видит, с ним ни слова; / У! как теперь окружена / Крещенским холодом она!»). Однако в 8-й главе показана третья, завершающая стадия духовного развития героини. Ее

Hpiii И'р существенно меняется уже в «деревенских» главах. Эти изменения связаны с ее отноше­нием к любви, к Онегину, с представлениями о долге.

Bi   ' 5 i лавах Татьяна предстает человеком внутренне противоречивым. В ней уживаются Подлинные чувства и чувствительность, внушенная сентиментальными романами. Автор, характе-'I «пню, указывает прежде всего на круг ее чтения. Романы, подчеркивает автор, ей «заме-"<|ми in о» Действительно, мечтательная, отчужденная от подруг, столь непохожая на Ольгу, Тать-III i и' ii окружающее воспринимает как еще не написанный роман, себя воображаег героиней ИШПимых книг. Отвлеченность мечтаний Татьяны оттенена книжно-бытовой параллелью - биогра­фии! иг магери, которая тоже в молодости была «от Ричардсона без ума», любила «Грандисона», с ныидя замуж «поневоле», «рвалась и плакала сначала», а потом превратилась в обычную поме-liiiwwa, ожидавшая «кого-нибудь» похожего на героев романов, увидела в Онегине именно героя «Но наш герой, кто б ни был он, / Уж верно был не Грандисон», - иронизирует автор. влюбленной Татьяны строится по известным ей романным моделям. Ее письмо, написанное по-французски, - эхо любовных посланий героинь романов. Автор переводит письмо Татьяны, но роль «переводчика» этим не ограничивается: он все время вынужден как бы высво-ш. подлинные чувства героини из плена книжных шаблонов.

и. i»'порог в судьбе Татьяны происходит в 7-й главе. Внешние перемены в ее жизни -только

но сложного процесса, который шел в ее душе после отъезда Онегина. Она убедилась,

и и споем «оптическом» обмане. Восстанавливая облик Онегина по «следам», оставшимся

она поняла, что ее возлюбленный - человек донельзя загадочный, странный, но

ни, за кого она его принимала. Главным итогом «исследования» Татьяны стала любовь

литературной химере, а к подлинному Онегину. Она полностью освободилась и от книж-

II швлений о жизни. Оказавшись в новых обстоятельствах, не надеясь на новую встречу и

и п. возлюбленного, Татьяна делает решающий нравственный выбор: соглашается поехать

; и выйти замуж. Заметим, что это свободный выбор героини, для которой были «все

раины». Она любит Онегина, но добровольно подчиняется своему долгу перед семьей.

i| >л:«)м, слова Татьяны в последнем монологе: «Но я другому отдана; / Я буду век ему верна»

.. »» Hi дня Онегина, но не для читателя: героиня лишь подтвердила выбор, сделанный ранее.

и- . душ упрощать вопрос о влиянии на характер Татьяны новых обстоятельств ее жизни.

ином эпизоде романа становится очевидным контраст между светской и «домашней» Ta­rn прежней Тани, бедной Тани / Теперь в княгине б не узнал!» Однако монолог героини им;! nyei не только о том, что она сохранила прежние душевные качества, верность любви шу и своему супружескому долгу. «Урок Онегину» полон несправедливых замечаний и не-шдноложений. Татьяна не понимает чувств героя, видя в его любви лишь светскую интри-ни1! уронить ее честь в глазах общества, обвиняя его в корысти. Любовь Онегина для нее п.-, чувство мелкое», а в нем самом она видит только раба этого чувства. Вновь, как ког-цпровне, Татьяна видит и «не узнает» подлинного Онегина. Ее ложное представление о рождено светом, тем «утеснительным саном», приемы которого, как заметил автор, она ' мнила». Монолог Татьяны отражает ее внутреннюю драму. Смысл этой драмы .не в выбо-1  пюЬовью к Онегину и верностью мужу, а в той «коррозии» чувств, которая произошла в юд влиянием светского общества. Татьяна живет воспоминаниями и не способна хотя бы н искренность любящего ее человека. Болезнь, от которой так мучительно освобождал-IM, поразила и Татьяну. «Свет пустой», словно напоминает мудрый автор, враждебно отно­сим и mi всякому проявлению живого, человеческого чувства.

I питие герои «Евгения Онегина» свободны от заданное™, однолинейности. Пушкин отказывается видеть

в них воплощение пороков или «совершенства образцы». В романе гюследователь-

но реализованы новые принципы изображения героев. Автор дает понять, что у него нет готовых

in нес вопросы об их судьбах, характерах, психологии. Отвергая традиционную для рома-

на роль «всезнающего» рассказчика, он «колеблется», «сомневается», порой непоследователен в своих суждениях и оценках. Автор как бы приглашает читателя дорисовать портреты героев, пред­ставить себе их поведение, попробовать посмотреть на них с другой, неожиданной точки зрения. С этой целью в роман введены и многочисленные «паузы» (пропущенные строки и строфы). Чита-. тель должен «узнать» героев, соотнести их с собственной жизнью, со своими мыслями, чувства­ми, привычками, суевериями, прочитанными книгами и журналами.

Просмотров: 2668 | Добавил: Elisewna | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz