Ленский и Татьяна Ларина не только сюжетные партнеры заглавного героя. Это
полнокровные образы
современников, в судьбе которых тоже «отразился век».
Романтик и поэт Ленский кажется
духовным и социальным антиподом Онегина, исключительным
героем, полностью оторванным от быта, от русской жизни. Житейская неопытность, пыл-
....... Ровных
чувств к Ольге, «реки» элегий, написанных в духе «унылого романтизма», - все
это
отделяет восемнадцатилетнего помещика от бывшего петербургского повесы. Автор, сообщая
об их знакомстве, сначала возводит различия между ними в абсолютную степень («Они
сошлись. Волна и камень, / Стихи и проза, лед и пламень, / Не столь
различны меж собой»), но сразу же указывает, что именно «взаимной разнотой» они
понравились друг другу. Возникла парадоксальная дружба «от делать нечего».
Не только крайности соединили героев - между ними немало общего.
Онегин и Ленский отчуждены от помещичьей среды, каждый из них выражает одну
из тенденций русской духовной жизни: Онегин - разочарованность и скептицизм,
Ленский - романтическую мечтательность и порыв к идеалу. И та и другая
тенденция - часть европейского духовного развития. Кумиры Онегина
- Байрон и Наполеон. Ленский - поклонник Канта и Шиллера. Ленский тоже ищет цель
жизни: «Цель жизни нашей для него / Была заманчивой загадкой, / Над ней
он голову ломал / И чудеса подозревал». А самое главное - характер Ленского, как
и характер Онегина, - дисгармоничный, незавершенней. Чувствительный Ленский
столь же далек от пушкинского идеала человеческой гармонии, как и рационалист Онегин.
С Ленским в роман входят темы молодости, дружбы, сердечного
«невежества», преданности чувствам, юношеской отваги и благородства. Стремясь защитить
Ольгу от «развратителя», герой заблуждается, но это искреннее заблуждение.
Ленский - поэт (еще одним поэтом в романе является сам автор), и хотя
в авторском комментарии к его стихам много иронии, добродушных насмешек, подтрунивания,
автор отмечает в них подлинность чувств и остроумие:
Не
мадригалы Ленский пишет
В альбоме
Ольги молодой,
Его
перо любовью дышит,
Не хладно
блещет остротой;
Что
ни заметит, ни услышит
Об Ольге,
он про то и пишет
И,
полны истины живой,
Текут элегии
рекой. Необычность героя объяснена автором с
социальных позиций. Душа Ленского не увяла от «хладного разврата света», он воспитывался
не только в «Германии туманной», но и в русской деревне. В «полурусском» мечтателе Ленском больше русского, чем в толпе окрестных
помещиков. Автор с грустью пишет о его
гибели, дважды (в 6-й и 7-й главах) приводит читателя на его могилу. Печалит автора не только смерть Ленского,
но и возможное оскудение юношеского романтизма,
врастании героя в косную помещичью среду. С этим вариантом судьбы Ленского иронически «рифмуются» судьбы любительницы сентиментальных
романов Прасковьи Лариной и «деревенского старожила» - дяди Онегина.
Татьяна Ларина - «милый идеал» автора. Он не скрывает своей
симпатии к героине, подчеркивая ее искренность, глубину чувств и переживаний, простодушие
и преданность любви. Ее личность проявляется в сфере любовных и семейных
отношений. Как и Онегина, ее можно назвать «гением любви». Татьяна - участница
основного сюжетного действия романа, в котором ее роль сопоставима с ролью Онегина.
Характер Татьяны, так же как и характер Онегина, - динамичный, развивающийся.
Обычно обращают внимание на резкое изменение ее социального статуса
и внешнего облика в последней главе: вместо деревенской барышни, непосредственной
и открытой, перед Онегиным предстала величественная и холодная светская
дама, княгиня, «законодательница зал». Ее внутренний мир закрыт от читателя: Татьяна
вплоть до своего заключительного монолога не произносит ни слова. Автор также хранит
«тайну» о ее душе, ограничиваясь «визуальными» характеристиками героини («Как
сурова! / Его не видит, с ним ни слова; / У! как теперь окружена / Крещенским холодом
она!»). Однако в 8-й главе показана третья, завершающая стадия духовного
развития героини. Ее
Hpiii И'р существенно меняется уже в «деревенских» главах. Эти изменения
связаны с ее отношением
к любви, к Онегину, с представлениями о долге.
Bi ' 5 i лавах
Татьяна предстает человеком внутренне противоречивым. В ней уживаются Подлинные
чувства и чувствительность, внушенная сентиментальными романами. Автор, характе-'I «пню,
указывает прежде всего на круг ее чтения. Романы, подчеркивает автор, ей «заме-"<|ми
in о»
Действительно, мечтательная, отчужденная от подруг, столь непохожая на Ольгу, Тать-III i и'
ii окружающее
воспринимает как еще не написанный роман, себя воображаег героиней ИШПимых
книг. Отвлеченность мечтаний Татьяны оттенена книжно-бытовой параллелью - биографии!
иг магери, которая тоже в молодости была «от Ричардсона без ума», любила «Грандисона»,
с ныидя замуж «поневоле», «рвалась и плакала сначала», а потом превратилась
в обычную поме-liiiwwa, ожидавшая
«кого-нибудь» похожего на героев романов, увидела в Онегине именно героя «Но наш
герой, кто б ни был он, / Уж верно был не Грандисон», - иронизирует автор. влюбленной
Татьяны строится по известным ей романным моделям. Ее письмо, написанное
по-французски, - эхо любовных посланий героинь романов. Автор переводит
письмо Татьяны, но роль «переводчика» этим не ограничивается: он все время вынужден
как бы высво-ш. подлинные чувства героини из плена книжных шаблонов.
и. i»'порог
в судьбе Татьяны происходит в 7-й главе. Внешние перемены в ее жизни -только
но сложного процесса, который шел в ее душе после отъезда
Онегина. Она убедилась,
и и споем «оптическом» обмане. Восстанавливая облик Онегина
по «следам», оставшимся
она поняла, что ее возлюбленный - человек донельзя загадочный,
странный, но
ни, за кого она его принимала. Главным итогом «исследования»
Татьяны стала любовь
литературной химере, а к подлинному Онегину. Она полностью
освободилась и от книж-
II швлений
о жизни. Оказавшись в новых обстоятельствах, не надеясь на новую встречу и
и п. возлюбленного, Татьяна делает решающий нравственный
выбор: соглашается поехать
; и выйти замуж. Заметим, что это свободный выбор героини,
для которой были «все
раины». Она любит Онегина, но добровольно подчиняется своему
долгу перед семьей.
i| >л:«)м, слова Татьяны
в последнем монологе: «Но я другому отдана; / Я буду век ему верна»
.. »»
Hi дня
Онегина, но не для читателя: героиня лишь подтвердила выбор, сделанный ранее.
и- . душ упрощать
вопрос о влиянии на характер Татьяны новых обстоятельств ее жизни.
ином
эпизоде романа становится очевидным контраст между светской и «домашней» Tarn прежней
Тани, бедной Тани / Теперь в княгине б не узнал!» Однако монолог героини им;!
nyei не только
о том, что она сохранила прежние душевные качества, верность любви шу
и своему супружескому долгу. «Урок Онегину» полон несправедливых замечаний и не-шдноложений.
Татьяна не понимает чувств героя, видя в его любви лишь светскую интри-ни1! уронить
ее честь в глазах общества, обвиняя его в корысти. Любовь Онегина для нее п.-,
чувство мелкое», а в нем самом она видит только раба этого чувства. Вновь, как ког-цпровне,
Татьяна видит и «не узнает» подлинного Онегина. Ее ложное представление о рождено
светом, тем «утеснительным саном», приемы которого, как заметил автор, она ' мнила».
Монолог Татьяны отражает ее внутреннюю драму. Смысл этой драмы .не в выбо-1 пюЬовью к
Онегину и верностью мужу, а в той «коррозии» чувств, которая произошла в юд влиянием светского общества. Татьяна живет воспоминаниями
и не способна хотя бы н искренность любящего
ее человека. Болезнь, от которой так мучительно освобождал-IM, поразила и Татьяну. «Свет
пустой», словно напоминает мудрый автор, враждебно относим
и mi всякому проявлению живого,
человеческого чувства.
I питие герои
«Евгения Онегина» свободны от заданное™, однолинейности. Пушкин отказывается видеть
в них воплощение пороков или «совершенства образцы».
В романе гюследователь-
но реализованы новые принципы изображения героев. Автор дает понять, что у него нет готовых
in нес
вопросы об их судьбах, характерах, психологии. Отвергая традиционную для рома-
на
роль «всезнающего» рассказчика, он «колеблется», «сомневается», порой непоследователен
в своих суждениях и оценках. Автор как бы приглашает читателя дорисовать портреты
героев, представить себе их поведение, попробовать посмотреть на них
с другой, неожиданной точки зрения. С этой целью в роман введены
и многочисленные «паузы» (пропущенные строки и строфы). Чита-. тель
должен «узнать» героев, соотнести их с собственной жизнью, со своими мыслями, чувствами, привычками, суевериями,
прочитанными книгами и журналами.
|