Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 27.11.2024, 04:59

Сайт учителя русского языка и литературы Шкуринской Елены

Меню сайта
Форма входа

Блог

Главная » 2013 » Декабрь » 22 » Образ Онегина в романе Пушкина "Евгений Онегин"
15:39
Образ Онегина в романе Пушкина "Евгений Онегин"

Образ Онегина в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

 

К уже предложенным мною выше характеристикам Онегина я бы советовал обратить внимание школьников ещё и на разумную рачительность Онегина. Авторское сообщение о нём: "…Читал Адама Смита” вовсе не иронично. Что, в частности, показывает его незаурядное умение вести хозяйство в деревне, где Онегин именно в соответствии с учением Адама Смита "порядок новый” учредил: "Ярём он барщины старинной // Оброком лёгким заменил”. "И раб судьбу благословил”, — комментирует эти действия нового помещика автор. Но не только в интересах крестьян действует барин, он преследует собственную выгоду. Стоит сравнить двух помещиков — Онегина и его дядю, чьё поместье унаследовал Евгений. Дядя "лет сорок с ключницей бранился, // В окно смотрел и мух давил” (то есть пьянствовал: "убить муху” — "напиться допьяна”; В.И. Даль). Онегин же, как объясняет Татьяне старая ключница, вводя девушку в его кабинет: "Здесь <…> // Приказчика доклады слушал…” — вникал, стало быть, в управление хозяйством.

Следует, разумеется, довериться автору, назвавшему основные черты характера Онегина:

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлаждённый ум.

И в то же время не нужно упускать из виду, что таким Онегин предстал перед автором только в начале романа, в его первой главе, в то время, когда автор "с ним подружился”. Ибо та же "неподражательная странность”, то есть абсолютно ни на кого непохожесть, вступает в некое противоречие с писанным по-французски, поскольку он якобы "из частного письма” ("Доныне гордый наш язык // К почтовой прозе не привык”, — сказано об этом в романе) эпиграфом к «Онегину», несомненно характеризующим его героя: "Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того ещё той особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием как в своих добрых, так и дурных поступках, — вследствие чувства превосходства, быть может, мнимого”. "Особенная гордость” здесь — это особого рода гордыня. Поэтому далеко не случайно, что автор берёт под сомнение "чувство превосходства”, которое испытывает Онегин, знающий, по слову автора, людей.

Стоит в связи с этим обратить внимание школьников на то, что убеждённый в своём превосходстве над светом, порвавший со светской жизнью, Онегин окажется полностью зависимым от неё, когда, не желая этого, выйдет на дуэль с Ленским и убьёт человека.

Так что, по всей очевидности, права Татьяна, загадывая о Евгении: "Уж не пародия ли он?” Онегин действительно — не подражанье, не ничтожество, не из тех, кто чужой, модной личиной прикрывает отсутствие своего, — не тот, кто может дать Татьяне исчерпывающее представление о "шуме блистательных сует”. Онегин — пародия на всё это. Ведь, осмеивая явление, показывая этим, что сознаёт ему цену, пародия и зависит от того же явления, потому что, отталкиваясь от него, выставляя его в смешном или сатирическом свете, из него исходит, находится в связи с ним.

Пушкин, повторимся, дал возможность своему заглавному герою претерпеть эволюцию, пробудиться душою. Но верный жизни автор оставил Онегина "в тоске безумных сожалений”. Увы, соединиться с Татьяной Онегину не дано. Правда, и дано немало — дано любить!

 

Духовная эволюция Онегина. (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

Первая глава романа описывает его быт, который поначалу мало чем отличается от времяпровождения тогдашнего молодого светского человека: вино, театр, женщины. Причём жизнь Онегина в этот период больше похожа на простое убивание времени. Для чего, к примеру, герою нужно спешить на балет, который он не любит и не понимает? Только подчиняясь вынужденным обстоятельствам: как же, дескать, не присутствовать в театре, если там будут все сливки общества! Иначе говоря: поначалу и речи не может быть о какой-либо оригинальности Онегина.

Однако таков его характер, что зависеть от пошлости ему оказалось очень болезненно. В конечном счёте "ему наскучил света шум”. Послушаем автора:

Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время…

Потому и смог подружиться с героем автор, что тот отстал от суеты, скинул с себя тяжёлое бремя светских обязательств. Не во всём, как мы увидим (поведение Онегина на Татьяниных именинах), отстал, не до конца, как мы убедимся (дуэль с Ленским), выскользнул из-под бремени. Но правда и то, что дружба с автором, а потом жизнь в деревне ("святая”, — называет её автор) много способствует духовному перерождению Онегина, который, как пишет автор, вполне мог явить "души прямое благородство”.

Уже приходилось говорить, что из борьбы с "условиями света” Онегин вышел, поражённый тяжелейшим недугом — хандрой, которая словно застила его духовное зрение, не давала видеть жизнь в её естественном свете.

Убийство Ленского заставило героя остро запрезирать себя, сняться с места, заметаться:

Им овладело беспокойство,

Охота к перемене мест

(Весьма мучительное свойство,

Немногих добровольный крест), —

пишет об этом автор, который в лирической концовке романа — в «Отрывках из путешествия Онегина» покажет, насколько крест, который в этот момент взвалил на себя Евгений, был мучителен для него.

И кто знает, чем бы всё это закончилось, не встреть Онегин замужнюю Татьяну, блестящую княгиню, абсолютно лишённую пошлости. Именно это её свойство заставило Онегина потянуться к ней, увлечься ею, полюбить её. А любовь — лучшее (единственное) лекарство от хандры. Даже любовь безответная. Оставив Онегина "в тоске безумных сожалений”, Татьяна оживила его казавшуюся мёртвой душу.

"…Онегин — добрый малой, но при этом недюжинный человек…” (В.Г. Белинский).

Белинский дальше так разъясняет свою характеристику Онегина: "Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется; но он знает и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность”.

Феномен «Евгения Онегина» заключается ещё и в том, что роман печатался по мере его написания, в течение семи лет — по главам, которые становились достоянием тогдашней критики. В последующих главах Пушкин успевал отвечать на появившиеся критические замечания. Вот и слова о "добром малом” произносит в «Онегине» один из читателей предыдущих глав, надеющийся, что герой наконец "будет добрый малой, // Как вы да я, как целый свет…” Это "как я” не укрылось от автора, который в ответ осыпает самодовольного читателя градом язвительных насмешек: "самолюбивая ничтожность”, ветреная и злая глупость, какой по плечу "посредственность одна”. "Добрый малой” в контексте романа — синоним пошлости, а Онегин неоригинален только в самом начале первой главы. Так что Белинский в данном случае идёт против пушкинской мысли.

Можно, конечно, так об этом и писать, подчёркивая, что Белинский прав, говоря о недюжинности Евгения. А можно, учитывая неопределённость и расплывчатость цитаты, которая станет заглавием сочинения, сосредоточиться и на доброте Онегина, и на его недюжинности.

И то и другое легко обнаружить в тексте.

К примеру, пылкий Ленский бесконечно рассказывает Онегину о своей любви, о любимой. И Онегин готов его постоянно слушать. Не спешит разочаровывать: "…глупо мне мешать // Его минутному блаженству”. Что как не доброе, заботливое отношение к приятелю проявлено в размышлениях Онегина: "И без меня пора придёт; // Пускай покамест он живёт // Да верит мира совершенству…”? Отметим, что так думает человек, поражённый хандрой, то есть не верящий совершенству мира. Разочаровывать младшего своего приятеля он, однако, не хочет.

Как не воспользуется Онегин и безоглядной влюблённостью в него Татьяны. Не откажет, правда, себе в удовольствии прочитать ей проповедь. Но закончит её предупреждением, показывающим, что он заинтересован в судьбе деревенской девушки: "Не всякий вас, как я, поймёт; // К беде неопытность ведёт”.

Одним словом, Онегин не раз в романе являл "души прямое благородство”, и автор запечатлел это в своём тексте.

Что же до недюжинности натуры Онегина, то её свойствами, несомненно, являются высвобождение из-под бремени "условий света”, неприятие пошлости во всех её проявлениях и, наконец, главное: Евгений оказался способен излечиться от хандры, воспрянуть для жизни, вернуть себе человеческое.

Просмотров: 1154 | Добавил: Elisewna | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz