Онегин – герой своего времени
- Кто
такой Онегин?
- Разочарование
Онегина
- Борьба
Онегина
- Отношение
автора к Онегину
1
Евгений
Онегин – столичный аристократ, типичный светский молодой человек начала XIX
века. А.С.Пушкин достаточно подробно рассказал о воспитании своего героя и его
образовании. Это было типичное для российской аристократической молодёжи
домашнее образование и воспитание француза-гувернёра.
Monsieur I'Abbe, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил…
То
есть, как и многих в то время , Онегина учили
«всему шутя», не докучали «моралью строгой» и,
когда он наконец вступил в самостоятельную жизнь, то «по-французски совершенно
мог изъясняться и писал; легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно», в
разговоре мог «коснуться до всего слегка». Для светской жизни в те времена этого
было вполне достаточно, «и свет решил, что он умен и очень мил». Онегину
сначала нравилась светская жизнь, полная
развлечений: балы, театры, обеды, ужины, любовные увлечения. Выражаясь
современным языком, Евгений Онегин превратился в обыкновенного «тусовщика».
2
И всё
же
Евгений Онегин был другим, чем
основная масса молодёжи. Он в своём кругу был более образованным человеком -
читал Адама Смита, любил античную литературу, читал современных
западных писателей. А.С. Пушкин сам отмечает
незаурядность своего героя. Онегина отличали от многих «мечтам невольная
преданность, неподражательная странность и резкий охлажденный ум». Кроме того
Онегину не чужды благородство души и чувство чести. И он понимает, что его
жизнь проходит бесцельно и
«однообразна
и пестра». Естественно, такого человека не могло долго удовлетворять такое
положение.
В конце
концов,
«свободный, в цвете лучших лет»,
Онегин разочаровывается в светской жизни и впадает в хандру: «ничего не трогало
его, не замечал он никого».
Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь как на обряд
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей.
3
Он пробует заняться какой-либо
полезной деятельностью. Даже пытался стать писателем, но у него ничего не
вышло:
Онегин дома заперся.
Зевая за перо взялся.
Хотел писать, но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его.
Пытаясь уйти
от наскучившей светской жизни, Онегин уезжает в деревню и становится хозяином
«заводов, вод, лесов, земель». Первое время он даже радуется, что «прежний путь
переменил на что-нибудь». В деревне он пытается заняться чем-то полезным,
ввести что-то новое в жизнь крестьян, пытается заняться реформой крестьянской
жизни:
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил
Но делалось
это только для того, «чтобы только время проводить», а потому вся эта
деятельность не приносит ему удовлетворения и остается незаконченной.
Соседи-помещики, окружающие Онегина, не могли стать ему друзьями, они чуждый
ему по духу, Всё время заняты какими-то скучными разговорами – о «сенокосе, о
вине, о псарне, о своей родне». Иными словами, и здесь его жизнь скучна, блекла
и бесполезна. Ничего у него не вышло, да и не могло выйти, поскольку Онегин
просто не готов к труду, ведь «труд упорный ему был тошен»
Спасти Евгения Онегина от душевной
пустоты не смогли даже такие сильнейшие чувства, как любовь и дружба.
Он отверг
любовь Татьяны, поскольку выше всего ценил «вольность и покой». Из-за светских
предрассудков Онегин убил своего друга Ленского, хотя вначале и колебался,
когда был вызван на дуэль.
Здесь и
начинается перелом в его жизни. Онегин торопливо покидает деревню и начинает
странствовать по родной земле. Но он так и не избавился от хандры. Всё так же
чувствует свою
неполноценность и
бесполезность: «Зачем я пулей в грудь не ранен? Зачем не хилый я старик… Я
молод, жизнь во мне крепка, чего мне ждать? Тоска, тоска!..»
В конце
романа он открывает душу перед Татьяной в письме к ней. Онегин теперь совсем не
похож на прежнего столичного аристократа-повесу. Он не только повзрослел,
он стал духовно богаче и даже человечнее. Мы
замечаем это в объяснении с Татьяной, когда Онегин неожиданно произносит совсем
иные слова: «Желать обнять у вас колени. И, зарыдав у ваших ног, Излить мольбы,
признанья, пени, Все, что выразить бы мог…»
4
Нельзя
сказать однозначно, осуждает А.С.Пушкин своего героя или нет. Да, Онегин вел
себя эгоистично по отношению к окружающим его людям, но впоследствии это
осознал. Характер Онегина сформировался в определенных общественных условиях, в
определенную историческую эпоху. Онегин показан в романе как определённый тип
русской жизни того времени. Его разочарование - это не только его разочарование,
это отражение общего «заболевания» значительной части дворянской интеллигенции.
И если автор что-то осуждает в романе, то не героя, а ту светскую среду, которая
сформировала Онегина как личность.
Онегина,
наверняка, можно назвать героем своего времени, потому что Евгений так же, как
и герой произведения М.Ю.Лермонтова Печорин, был выше того общества, в котором
он находился. Очень мало людей могли его понять. И поэтому судьба Онегина обусловлена
всем жизненным укладом дворянского общества того времени. В конце романа Пушкин
подтвердит итог жизни героя:
Дожил без цели, без трудов
До двадцати шести годов.
Томясь в бездействии досуга,
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел».
Смысл всего
романа представляется очень горьким и печальным. Герой романа оказался вовсе не
«героем», а всего лишь одним из печальных примеров той бесцельной, бесполезной
и скучнейшей жизни молодых дворян России начала XIX века. На образе Евгения Онегина
автор показал дворянскую интеллигенцию его времени оторванной и от общества, и
от народа. В этом случае, можно признать, что А.С. Пушкин осудил своего героя,
как
общественно бесполезного и
никчемного человека.
На мой
взгляд, роман в стихах А.С.Пушкина не просто о Евгении Онегине. Это нечто
большое и обширное. И поэтому, завершая своё сочинение, хочу вспомнить слова
В.Г. Белинского, который сказал о произведении
великого поэта: «В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь
многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского
общества. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и высшей степени
народным произведением».
©
Михаил Самарский
|