Классицизм, художественное направление в искусстве и литературе XVII -XVIII веков. В
основе классицизма - ориентация на классические, идеальные образцы и формы,
созданные в эпоху античности. Классическая древность признается в эстетике
классицизма образцом совершенного искусства, которому необходимо подражать, но
не создавать что-то новое. Поэтому писатели-классицисты, как правило,
обращаются к античным жанрам оды, эклоги, сатиры, трагедии, комедии, создают
произведения с использованием античных сюжетов и образов.
Основной принцип эстетики
классицизма - это принцип рационализма.
Поэтому для классицистических произведений характерен культ разума, четкая
логически выверенная композиция произведений, соблюдение трех единств - времени,
места и действия. Одной из важнейших тем классицистов является тема подчинения
личных интересов государственным, победа разумного начала над эмоциональным,
что приводит к идеализации героев и утопизму большинства произведений. Герои
классических трагедий, как правило, схематичны, авторы-классицисты не
стремились к созданию индивидуальных
образов: напротив, целью их произведений было выявление родовых,
общечеловеческих свойств в характере каждого героя.
Для литературы эпохи
классицизма характерна строгая иерархия жанров: предметом изображения высоких
жанров (трагедия, ода, эпопея) становились исторические события, героями были
полководцы, монархи, герои, а повседневная жизнь обычных людей изображалась в
произведениях низких жанров (комедия, сатира, басня).
В России классицизм начинает
развиваться с 30-х гг. XVIII века,
основные представители русского классицизма - А.Д.Кантемир, М.В.Ломоносов,
А.П.Сумароков, В.К.Тредиаковский, Г.Р.Державин, М.М.Херасков.
Реализм, направление в литературе и искусстве, а также
художественный метод, свойственный этому направлению. Главной чертой реализма
как метода является как можно более объективное отражение жизни через
типические образы.
Реализму присуще стремление
к изображению действительности во всей ее полноте и многообразии, явлений в их
противоречиях и развитии. Человек, как правило, изображается во взаимодействии
со средой, для писателей-реалистов важны особенности воспитания, влияния
окружающей обстановки на формирование характеров персонажей. Поведение,
особенности мировоззрения героев реалистических произведений содержат в себе
приметы времени, социально-бытовой атмосферы эпохи.
Для реализма как
художественного метода характерны социальный и психологический детерминизм,
стремление не просто изобразить жизнь такой, как она есть, но и выявить исторические
закономерности возникновения и развития изображаемых форм жизни.
Можно выделить несколько
этапов развития русского реализма:
- просветительский
реализм: характерен для творчества Д.И.Фонвизина, А.Н.Радищева,
Н.И.Новикова, молодого И.А.Крылова. Эту разновидность реализма отличает вера в
силу разума и в то, что все негативные стороны жизни общества исчезнут сами
собой при условии просвещения граждан этого общества. Важнейшие темы литературы
просветительского реализма - это просвещенная монархия, служение дворянства на
благо общества, образование и воспитание, абсурдность и неразумность
крепостного права. Идеальным героем просветителей, как правило, являлся
«естественный человек», не испорченный предрассудками и пороками так
называемого цивилизованного общества;
- «синкретический реализм»:
переходный этап от романтического метода изображения мира и человека к
реалистическому. Характерен для творчества А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Так,
например, в романе последнего «Герой нашего времени» образ главного героя
сочетает в себе черты традиционного
романтического героя - исключительной личности, живущей в разладе с окружающим
миром, томящейся по высоким недостижимым идеалам, - и попытки реалистической психологической
характеристики этого персонажа;
- критический реализм: возник
в России в середине XIX века, высшего проявления
достиг в творчестве И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, А.Н.Островского,
Ф.М.Достоевского, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого.
Сентиментализм, направление в литературе и искусстве второй половины
XVIII века. Для сентиментализма характерен повышенный
интерес к миру человеческих чувств, эмоциональное восприятие окружающего мира.
Сентиментализм возник
как своеобразная реакция на литературу классицизма, отрицавшую своеобразие,
индивидуальность человеческой личности, защищавшую приоритет общественной жизни
над частной.
Сентиментализм,
напротив, стал культивировать частную жизнь частного человека, удалившегося от
важных государственных дел на лоно природы. Человек в эстетике сентиментализма
оценивается именно исходя из того, насколько он способен на глубокие, искренние
переживание; сословная принадлежность героя отходит на второй план.
Отличительными чертами
сентиментализма являются также отказ от прямолинейности в оценке событий и
персонажей, внимание к нюансам и мелочам; подчеркнуто субъективный подход к
окружающей действительности; культ чувства; культ природы; утверждение богатого
духовного мира представителей низших сословий.
Жанры литературы
сентиментализма: сентиментальная повесть, путевые заметки, послание, элегия,
мещанская драма.
В России сентиментализм
распространяется с 60-70 гг .XVIII века, главные представители этого
литературного направления - Н.М.Карамзин, М.Н.Муравьев, В.В.Капнист, молодой
В.А.Жуковский.
|