"Очарованный
странник" — одно из крупнейших произведений Н. С; Лескова, создающих
типичного героя писателя, подлинно русского человека. Интерес к национальному
характеру определяется мировоззрением Лескова. Суть авторских раздумий — поиск
такого развития России, которое опиралось бы на русские культурные и
нравственные ценности, коренившиеся в глубинах народной жизни. Движение
личности, олицетворяющей простой русский народ, воплощается в знаменательном
заглавии повести — "Очарованный странник". Такой позицией обусловлено
постоянное обращение Лескова к опыту фольклора и древнерус-[ской литературы.
Сопоставление "Очарованного странника" с
каноническим житием подводит к мысли, что писатель с "точностью до
наоборот" воспроизводит основные черты этого жанра, что позволяет говорить
о повести как об антижитии. Житие повествует о человеке, достигшем идеала
святости, рассказывает об испытаниях и искушениях, преодолеваемых героем на
пути к Богу. С детства житийный герой знает о цели жизни. С этим связано
какое-либо видение, подтверждающее его избранность. Как будто бы то же
происходит и с Иваном Северьянычем - он молитвенный и обещанный сын. Призрак
убитого им монаха говорит, что путь героя лежит в монастырь. Но в отличие от
традиционных, житийных героев Флягин желает изменить свою судьбу,сознательно
отойти от предопределенной ему дороги. Флягин не святой, а монастырь не
последнее место его странствия. Рожден он был в обычной крестьянской семье. Но
под воздействием обстоятельств постоянно совершал серьезные преступления, хотя
в глубине души не хотел этого делать, презирал и укорял себя за грехи: убийство
невинного монаха, женщины, которую он любил. Сюжет •"Очарованного
странника" — это рассказ Флягина о своей жизни и судьбе. В этом также
нарушен житийный закон, не предполагавший повествования о самом себе. Флягин
может проявить бессознательную жестокость, оказывается способным на убийство,
воровство, обман, тем не менее он воплощает писательское представление о
праведничестве. Для Николая Степановича Лескова праведник тот, кто, преодолевая
свои недостатки, стремится подчинить жизнь служению людям. Праведники —
"маленькие великие люди", бесстрастные и бескорыстные, борющиеся за
справедливость, заблуждающиеся, но преодолевающие свои заблуждения. Лесков
рисует не небесное видение, не лик, а лицо. Автор, не идеализируя героя и не
упрощая его, создает целостный, но противоречивый характер. Иван Северьяныч
может быть дико жестоким, необузданным в своих кипучих страстях. Но основа его
исполинской натуры — в добрых, рыцарски бескорыстных делах ради других, в
самоотверженных подвигах, в способности справиться с любым делом. Простодушие и
человечность, чувство долга и любовь к родине — таковы замечательные черты
лесковского странника.
Важным для понимания писательского замысла является
путешествие, странствие как основа сюжета. В древнерусской литературе слово
"путь" предполагало по крайней мере два значения, которые условно
можно обозначить как географическое и нравственное. Географическое — это
познание мира, представлений о нем. Нравственное значение предполагает
самопознание и самосовершенствование, его итог — внутреннее преображение.
Именно так А. Никитин, отправившийся по торговым делам, познакомившийся с
другой верой, не только расширил свой кругозор, но и испытал себя. То же
пересечение двух целей путешествия мы находим и в странствиях Ивана Флягина,
оттого что он проходит по европейской России от черноземных степей русского юга
до Ладоги и Нижнего Новгорода, от столиц до Кавказа и астраханских солончаковых
пустынь, оттого что действует в самой пестрой национально-этнической среде:
встречает символическую масштабность. Он мыслится олицетворением нации. Иван
Флягин влеком по просторам родины некими властными силами, которые сообщают
драматизм его судьбе. Но, с другой стороны, герою присуща пытливость
самопознания. Он не однажды задумывается над тем, почему его жизнь складывается
так, а не иначе. Скитания Флягина, как и его предшественников в древнерусской
литературе, явились поиском счастья и выходом из трудных жизненных ситуаций.
Есть в "Очарованном страннике" черты, роднящие
повесть с летописью, — это связано с особенностями повествовательной манеры.
Рассказчик здесь превращается в хроникера, излагающего события последовательно,
как летописец, под определенным углом зрения, хотя его речи и несут на себя
яркий отпечаток личности повествователя, что было неприемлемо в летописи.
Создавая главного героя повести, Лесков видел в нем русского богатыря. Он с
первого же мгновения знакомства вызывает у рассказчика-автора ассоциации с
Ильей Муромцем. Биография его вместила и одоление первого степного богатыря, и
усмирение дикого коня-"людоеда", и ратные подвиги, и спасение близких
ему и вовсе чужих людей и крещение кочевников, и борьбу с мнимыми и
воплотившимися в низкие души "бесами". А еще он переживает искушения
чарами земной красоты. И все страждет от сознания собственного несовершенства,
и все идет "от одной стражбы к другой", не сгибаясь и не
подламываясь, идет навстречу подвигу, способному достойно увенчать его яркую
жизнь. Структура "Очарованного странника", где приключения с
жестокостями, убийствами следуют одно за другим, напоминает сюжетное построение
былин. Былинный герой, как известно, обладает необыкновенный силой. Создавая
образ Флягина, Лесков также использует гиперболу, описывая возможности Ивана
Северьяныча. Он обладает и силой, и выносливостью (эпизод жизни у татар,
"спор" с татарином), и находчивостью (эта черта сближает его с героем
былины Новгородского цикла — Садко). Воинская доблесть, необходимая богатырю, проявилась
во время службы Ивана Северьяныча в армии. Ему под силу оказались самые
неосуществимые операции. Сила же заключена в его органической связи с живой
национальной стихией, с родной землей и ее природой, с ее людьми и традициями,
которые уходят в далекое прошлое. Таким образом, повесть "Очарованный
странник" написана в лучших традициях фольклора и древнерусской
литературы. Лесков творчески подходит к переосмыслению опыта, накопленного
литературой. Это позволяет создать противоречивый, но прекрасный характер
простодушного богатыря, необыкновенно чуткого к красоте.
|