1. «Мертвые душа» как реалистическое произведение
а)
В авторском отступлении о двух типах писателей Гоголь формулирует
основные принципы художественного реализма. Гоголь причисляет к
критическому направлению и свое творчество.
б) Принципы реализма в поэме:
1. Историзм
Гоголь писал о своей современности — приблизительно конец 20-х — начало 30-х гг., в период кризиса крепостничества в России.
2. Типические характеры в типических обстоятельствах
Основными
тенденциями в изображении помещиков и чиновников является сатирическое
описание, социальная типизация и общая критическая направленность.
«Мертвые души» — бытописательное произведение. Особое внимание уделено
описанию природы, усадьбы и интерьера, деталям портрета. Большинство
героев показано статически. Большое внимание уделено деталям, так
называемой «тине мелочей» (напр., характер Плюшкина). Гоголь соотносит
различные планы: вселенские масштабы (лирическое отступление о
птице-тройке) и мельчайшие детали (описание поездки по крайне плохим
русским дорогам).
3. Средства сатирической типизации
а)
Авторские характеристики персонажей, б) Комические ситуации (напр.,
Манилов и Чичиков не могут разойтись в дверях), в) Обращение к прошлому
героев (Чичиков, Плюшкин), г) Гипербола (неожиданная смерть прокурора,
необычайная прожорливость Собакевича), д) Пословицы («Ни в городе
Богдан, ни в селе Селифан»), е) Сравнения (Собакевич сравнивается со
средней величины медведем, Коробочка — с дворняжкой на сене).
2. Жанровое своеобразие
Называя
свое произведение «поэмой», Гоголь подразумевал: «меньшего рода
эпопею... Проспект учебной книги словесности для русского юношества.
Герой эпопей — частное и невидимое лицо, однако значительное во многих
отношениях для наблюдения души человека».
Поэма — жанр,
восходящий к традициям древнего эпоса, в котором воссоздавалось
целостное бытие во всех его противоречиях. На этой характеристике
«Мертвых душ» настаивали славянофилы, апеллируя к тому, что элементы
поэмы, как жанра воспевающего, есть и в «Мертвых душах» (лирические
отступления). Сам Гоголь, позднее в своих «Выбранных местах из переписки
с друзьями», анализируя перевод «Одиссеи» Жуковского, будет восхищаться
древним эпосом и гением Гомера, который представил не только события,
составляющие ядро поэмы, но и «весь античный мир» во всей его полноте, с
его бытом, верованиями, народными воззрениями и проч., т. е. сам дух
людей той эпохи. В письмах друзьям Гоголь называл «Мертвые души» не
только поэмой, но и романом. В «Мертвых душах» присутствуют черты
авантюрно-приключенческого, плутовского, а также социального романа.
Однако «Мертвые души» принято романом не называть, так как в
произведении любовной интриги практически нет.
3. Особенности сюжета и композиции
Особенности
сюжета «Мертвых душ» связаны в первую очередь с образом Чичикова и его
идейно-композиционной ролью. Гоголь: «Автор ведет его жизнь сквозь цепь
приключений и перемен, дабы представить с тем вместе вживе верную
картину всего значительного в чертах и нравах взятого им времени...
картину недостатков, злоупотреблений, пороков». В письме к В. Жуковскому
Гоголь упоминает, что хотел в поэме показать «всю Русь». Поэма написана
в форме путешествия, разрозненные фрагменты жизни России объединены в
единое целое. Такова главная композиционная роль Чичикова.
Самостоятельная роль образа сводится к описанию нового типа русской
жизни, предпринимателя-авантюриста. В 11 главе автор дает биографию
Чичикова, из которой следует, что герой использует для достижения своих
целей или положение чиновника, или мифическое положение помещика.
Композиция построена по принципу «концентрических кругов» или «замкнутых пространств» (город, усадьбы помещиков, вся Россия).
4. Тема родины и народа
Гоголь писал о
своем произведении: «Вся Русь явится в нем». Жизнь господствующего
класса и простого народа дана без идеализации. Крестьянам свойственно
невежество, ограниченность, забитость (образы Петрушки и Селифана,
дворовая девчонка Коробочки, которая не знает, где право, где лево, дядя
Митяй и дядя Миняй, которые обсуждают, доедет ли бричка Чичикова до
Москвы и Казани). Тем не менее автор с теплотой описывает талант и
другие творческие способности народа (лирическое отступление о русском
языке, характеристика ярославского мужика в отступлении о Птице-тройке,
реестр крестьян Собакевича).
Большое
внимание уделено народному бунту (повесть о капитане Копейкине). Тема
будущего России отражена в поэтическом отношении Гоголя к родине
(лирические отступления о Руси и о птице-тройке).
5. Особенности изображения помещиков в поэме
Образы,
нарисованные Гоголем в поэме, были неоднозначно восприняты
современниками: многие упрекали его в том, что он нарисовал карикатуру
на современную ему жизнь, в смешном, нелепом виде изобразил
действительность.
Гоголь разворачивает перед читателем целую
галерею образов помещиков (ведя своего главного героя от первого из них к
последнему) в первую очередь для того, чтобы ответить на главный
вопрос, занимавший его — каково, будущее России, в чем состоит ее
историческое предназначение, что в современной жизни содержит хоть малый
намек на светлое, благополучное будущее народа, что явится залогом
грядущего величия нации. Иными словами, вопрос, который Гоголь задает в
конце, в лирическом отступлении о «Руси-тройке», лейтмотивом пронизывает
все повествование, и именно ему подчинены логика и поэтика всего
произведения, в том числе и образы помещиков (см. Логика творчества).
Первый
из помещиков, кого посещает Чичиков в надежде купить мертвые души, —
Манилов. Основные черты: Манилов совершенно оторван от реальности, его
основное занятие — бесплодное витание в облаках, никчемное
прожектерство. Об этом говорит как внешний вид его поместья (дом на
холме, открытый всем ветрам, беседка — «храм уединенного размышления»,
следы начатых и неоконченных построек), так и интерьер жилых помещений
(разномастная мебель, кучки трубочного пепла, разложенные аккуратными
рядами на подоконнике, какая-то книга, второй год заложенная на
четырнадцатой странице и т. д.). Рисуя образ, Гоголь особое внимание
уделяет именно детали, интерьеру, вещам, через них показывая особенности
характера владельца. Манилов, несмотря на «великие» помыслы, глуп, пошл
и сентиментален (сюсюканье с женой, «древнегреческие» имена не совсем
опрятных и воспитанных детей). Внутреннее и внешнее убожество
изображенного типа побуждает Гоголя, отталкиваясь от него, искать
положительный идеал, причем делать это «от противного». Если полная
оторванность от реальности и бесплодное витание в облаках приводят к
подобному, то, возможно, тип противоположный будет вселять в нас
какие-то надежды?
Коробочка в этом отношении — полная
противоположность Манилову. В отличие от него, она не витает в облаках, а
напротив, полностью погружена в быт. Однако и образ Коробочки не дает
желаемого идеала. Мелочность и скаредность (старые салопы, хранящиеся в
сундуках, деньги, складываемые в чулок на «черный день»), косность,
тупая приверженность традиции, неприятие и боязнь всего нового,
«дубинноголовость» делают ее облик едва ли не более отталкивающим, чем
облик Манилова.
При всей несхожести характеров Манилова и
Коробочки у них есть одна общая черта — бездеятельность. И Манилов, и
Коробочка (хотя и в силу противоположных причин) не влияют на окружающую
их действительность. Может быть, человек деятельный явится образцом, с
которого следует брать пример юному поколению? И, словно в ответ на этот
вопрос, появляется Ноздрев. Ноздрев крайне деятелен. Однако вся его
бурная деятельность носит по большей части скандалезный характер. Он
завсегдатай всех пьянок и кутежей в округе, он меняет все что ни попадя
на что попало (пытается всучить Чичикову щенков, шарманку, лошадь и
проч.), жульничает при игре в карты и даже в шашки, бездарно транжирит
деньги, которые выручает от продажи урожая. Он врет без всякой на то
надобности (именно Ноздрев впоследствии подтверждает слух о том, что
Чичиков хотел украсть губернаторскую дочку и брал его в сообщники, не
моргнув глазом соглашается, что Чичиков — Наполеон, бежавший из ссылки и
т. д.). Неоднократно он бывал бит, причем своими же друзьями, а на
следующий день как ни в чем не бывало являлся к ним и продолжал все в
том же духе — «и он ничего, и они, как говорится, ничего». В результате
от «деятельности» Ноздрева происходит едва ли не больше бед, чем от
бездействия Манилова и Коробочки. И тем не менее есть черта, которая
объединяет все описанные три типа — это непрактичность.
Следующий
помещик — Собакенич крайне практичен. Это тип «хозяина», «кулака». Все в
его доме прочно, надежно, сделано «на века» (даже мебель, кажется,
преисполнена самодовольства и хочет крикнуть: «Ия Собакевич!»). Однако
вся практичность Собакевича направлена только к одной цели — получению
личной выгоды, для достижения которой он не останавливается ни перед чем
(«ругание» Собакевичем всех и вся — в городе, по его словам, один
приличный человек — прокурор, «да и тот, если разобраться, — свинья»,
«трапеза» Собакевича, когда он поедает горы снеди и так лее, кажется,
способен в один присест заглотить весь мир, сцена с покупкой мертвых
душ, когда Собакевич ничуть не удивляется самому предмету купли-продажи,
но сразу чувствует, что дело пахнет деньгами, которые можно «содрать» с
Чичикова). Совершенно ясно, что Собакевич отстоит от искомого идеала
еще дальше, чем все прежние типы.
Плюшкин — своего рода
обобщающий образ. Он единственный, чей путь до его нынешнего состояния
(«как он дошел до жизни такой») показывает нам Гоголь. Давая образ
Плюшкина в развитии, Гоголь поднимает этот заключительный образ до
своего рода символа, вмещающего в себя и Манилова, и Коробочку, и
Ноздрева, и Собакевича. Общее для всех типов, выведенных в поэме, то,
что их жизнь не освящена мыслью, целью общественно полезной, не
наполнена заботой о всеобщем благе, прогрессе, стремлением к
национальному процветанию. Любая деятельность (или бездействие)
бесполезны и бессмысленны, если не несут в себе заботы о благе нации,
страны. Именно поэтому Плюшкин превращается в «прореху ка человечестве»,
именно поэтому его отталкивающий, отвратительный образ скряги,
потерявшего всяческий человеческий облик, крадущего старые ведра и
прочий хлам у собственных крестьян, превратившего собственный дом в
свалку, а своих крепостных — в нищих, — именно поэтому его образ —
конечная остановка для всех этих маниловых, коробочек, ноздревых и
собакевичей. И именно «прорехой на человечестве», подобно Плюшкину,
может оказаться Россия, если не найдет в себе силы отторгнуть все эти
«мертвые души» и вызвать на поверхность национальной жизни положительный
образ — деятельный, с подвижным умом и воображением рачительный в делах
и главное — освященный заботой об общем благе. Характерно, что именно
такой тип пытался во втором томе «Мертвых душ» вывести Гоголь в образе
помещика Костанжогло (см. ниже). Однако окружающая действительность не
давала материала для подобных образов — Костанжогло оказался
умозрительной схемой, не имеющей к реальной жизни ни малейшего
отношения. Российская действительность поставляла только маниловых,
коробочек, ноздревых и Плюшкиных — «Где я? Ничего не вижу... Ни одного
человеческого лица,.. Вокруг только рыла, рыла...» — восклицает Гоголь
устами Городничего в «Ревизоре» (ср. с «нечистью» из «Вечеров...» и
«Миргорода»: свиное рыло, просовывающееся в окно в «Сорочинской
ярмарке», глумливые нечеловеческие морды в «Заколдованном месте»).
Именно поэтому горестным окриком-предостережением звучат слова о
Руси-тройке — «Куда мчишься ты?.. He дает ответа...». Смысл этого
отрывка, по-разному трактовавшийся в разное время, можно понять,
вспомнив аналогичный, весьма напоминающий этот, отрывок из «Записок
сумасшедшего»:
«Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! что они
делают со мною!.. Они не внемлют, не видят, не слушают меня. Что я
сделал им? За что они мучат меня? Чего хотят они от меня бедного? Что
могу дать я им? Я ничего не имею. Я не в силах, я не могу вынести всех
мук их, голова горит моя, и все кружится предо мною. Спасите меня!
возьмите меня! дайте мне тройку быстрых, как вихорь, коней! Садись, мой
ямщик, звени, мой колокольчик, взвейтеся, кони, и несите меня с этого
света! Далее, далее, чтобы не видно было ничего, ничего. Вон небо
клубится передо мною; звездочка сверкает вдали; лес несется с темными
деревьями и месяцем; сизый туман стелется под ногами; струна звенит в
тумане; с одной стороны море, с другой Италия; вон и русские избы
виднеют. Дом ли то мой синеет вдали? Мать ли моя сидит перед окном?
Матушка, спаси твоего бедного сына! урони слезинку на его больную
головушку] посмотри, как мучат они его! прижми ко груди своей бедного
сиротку! ему нет места на свете! его гонят! Матушка! пожалей о своем
бедном дитятке!..»
Таким образом, тройка — это, по Гоголю, то,
что должно умчать его прочь от всех этих Плюшкиных, держиморд, коробочек
и акакиев акакиевичей, а Русь-тройка — это образ той России, которая,
преодолев все свои вековые недуги: рабство, темноту, развращенность и
безнаказанность власти, долготерпение и безмолвие народа, — войдет в
новую жизнь, достойную свободных, просвещенных людей.
Ho пока к
этому нет никаких предпосылок. И едет в бричке Чичиков — прохиндей,
воплощенная посредственность, ни то, ни се — который чувствует себя
вольготно на русских просторах, который свободен брать где что плохо
лежит и который волен морочить голову дуракам да поругивать плохие
российские дороги.
Итак, основной и главный смысл поэмы состоит в
том, что Гоголь хотел через художественные образы понять исторический
путь России, увидеть ее будущее, ощутить в окружающей его
действительности ростки новой, лучшей жизни, различить те силы, которые
свернут Россию с обочины мировой истории и включат в общий культурный
процесс. Изображение помещиков — отражение именно этого поиска. Путем
предельной типизации Гоголь создает фигуры общенационального масштаба,
представляющие русский характер во многих ипостасях, во всей его
противоречивости и неоднозначности.
Типы, выведенные Гоголем, —
неотъемлемая часть русской жизни, это именно русские типы, которые сколь
ярки, столь же и устойчивы в русской жизни — до тех пор, пока сама
жизнь коренным образом не изменится.
6. Особенности изображения чиновников
Подобно
образам помещиков, образы чиновников, целую галерею которых Гоголь
разворачивает перед читателем, выполняют определенную функцию. Показывая
быт и нравы губернского города NN, автор пытается ответить на главный
волнующий его вопрос — каково будущее России, в чем состоит ее
историческое предназначение, что в современной жизни содержит хоть малый
намек на светлое, благополучное будущее народа.
Тема
чиновничества является неотъемлемой частью и продолжением тех идей,
которые Гоголь развивал, изображая помещиков в поэме. He случайно образы
чиновников идут вслед за образами помещиков. Если зло, воплощенное в
хозяевах поместий — во всех этих коробочках, маниловых, собакевичах,
ноздревых и Плюшкиных — рассеяно по российским просторам, то здесь оно
предстает в концентрированном виде, спрессованное условиями жизни
губернского города. Огромное количество «мертвых душ», собранных вместе,
создает особую чудовищно-абсурдную атмосферу. Если характер каждого из
помещиков накладывал неповторимый отпечаток на его дом и поместье в
целом, то на город влияет вся огромная масса людей (в том числе и
чиновников, так как чиновники — первые люди в городе), живущих в нем.
Город превращается в совершенно самостоятельный механизм, живущий по
своим законам, отправляющий свои надобности через канцелярии,
департаменты, советы и прочие общественные институты. И именно чиновники
обеспечивают функционирование всего этого механизма. Жизнь
государственного служащего, на которой не лежит отпечаток высокой идеи,
стремления способствовать всеобщему благу, становится воплощенной
функцией бюрократического механизма. По существу, человек перестает быть
человеком, он утрачивает все личностные характеристики (в отличие от
помещиков, которые имели пусть и уродливую, но все же свою собственную
физиономию), теряет даже собственное имя, так как имя — все же некая
личностная характеристика, и становится просто Почтмейстером,
Прокурором, Губернатором, Полицмейстером, Председателем или обладателем
невообразимого прозвища наподобие Ивана Антоновича Кувшинное Рыло.
Человек превращается в деталь, «винтик» государственной машины,
микромоделью которой является губернский город NN.
Чиновники сами
по себе ничем не примечательны, за исключением занимаемой ими
должности. Чтобы усилить контраст, Гоголь приводит гротесковые
«портреты» некоторых чиновников — так полицмейстер знаменит тем, что, по
слухам, ему достаточно только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда, чтобы
обеспечить себе роскошный обед и обилие рыбных деликатесов.
Почтмейстер, которого звали Иван Андреевич, известен тем, что к его
имени всегда прибавляли: «Шпрехен зи дейч, Иван Андрейч?» Председатель
палаты знал наизусть «Людмилу» Жуковского и «мастерски читал многие
места, особенно: «Бор заснул, долина спит», и слово «Чу!». Прочие, как
саркастически отмечает Гоголь, были «тоже более или менее люди
просвещенные: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и
совсем ничего не читал».
Примечательна реакция жителей города, в
том числе к чиновников, на известие, что Чичиков покупает мертвые души —
происходящее не укладывается в привычные рамки и тотчас же рождает
самые фантастические предположения — от того, что Чичиков хотел похитить
губернаторскую дочку, до того, что Чичиков — либо разыскиваемый
фальшивомонетчик, либо убежавший разбойник, о которых Полицмейстер
получает предписание немедленного задержания, Гротесковость ситуации
лишь усиливается тем, что Почтмейстер решает, будто Чичиков — переодетый
капитан Копейкин, герой войны 1812 года, инвалид без руки и ноги.
Остальные чиновники предполагают, что Чичиков — переодетый Наполеон,
сбежавший с острова Святой Елены. Абсурдность ситуации достигает апогея,
когда в результате столкновения с неразрешимыми проблемами (от
умственного напряжения) умирает прокурор. В целом ситуация в городе
напоминает поведение механизма, в который вдруг попала песчинка.
Колесики и винтики, предназначенные для вполне определенных функций,
прокручиваются вхолостую, какие-то с треском ломаются, и весь механизм
звенит, бренчит и «идет вразнос». Именно бездушная машина является
своего рода символом города, и именно в этом контексте само название
поэмы — «Мертвые души » — приобретает новое звучание.
Вполне
очевидно, что все сплетни, пустословие и пустомыслие в городе происходят
от праздности ума и души, что чиновники — уже даже не карикатуры (так
как карикатуру можно рисовать на какое-либо определенное лицо), но
своего рода маски, за которыми проглядывает бездушная бюрократическая
машина со всеми своими особенностями и издержками — кумовством,
бесхозяйственностью и взяточничеством. Характерно, что каждый из
чиновников занимается не своим делом — ни об одном из них не сказано,
что он хорошо справляется со своей работой (Председатель палаты
примечателен не тем, что он хороший председатель, но тем, что знает
наизусть «Людмилу», Почтмейстер знаменит тем, что уснащает речь массой
слов-паразитов и т. п.), лишь один из чиновников описан как более или
менее цельная натура — Иван Антонович Кувшинное Рыло — за что, вероятно,
и удостоился персонального имени (его профессионализм проявляется в
том, что он мастерски берет взятки и выполняет взятые на себя
обязательства).,
Гоголь как бы задает вопрос — если первые люди в
городе таковы, то каковы же все остальные? Где тот положительный идеал,
который явится примером для нового поколения? Если город — бездушная
машина, убивающая в людях все живое, чистое, уничтожающая самую
человеческую суть, лишающая их всех человеческих чувств и даже
нормального имени, превращающая сам город в «кладбище» мертвых душ, то в
конечном итоге и вся Россия может принять подобный облик, если не
найдет в себе силы отторгнуть всю эту «мертвечину» и вызвать на
поверхность национальной жизни положительный образ — деятельный, с
подвижным умом и воображением, рачительный в делах и главное —
освященный заботой об общем благе.
О втором томе «Мертвых душ»
Гоголь
в образе помещика Костанжогло попытался показать положительный идеал (к
нему приезжает Чичиков и видит его деятельность). В нем воплотились
идеи Гоголя о гармоническом устройстве жизни: разумное хозяйствование,
ответственное отношение к делу всех участвующих в устроительстве
усадьбы, использование плодов науки. Под воздействием Костанжогло
Чичиков должен был пересмотреть свое отношение к действительности и
«исправиться». Однако почувствовав в своем произведении «жизненную
неправду», Гоголь сжег второй том «Мертвых душ».
|