Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 06.05.2024, 09:15

Сайт учителя русского языка и литературы Шкуринской Елены

Меню сайта
Форма входа

Блог

Главная » 2014 » Июль » 12 » Драма Островского "Гроза". Идейно - художественное своеобразие. 10 класс.
13:27
Драма Островского "Гроза". Идейно - художественное своеобразие. 10 класс.

«Грош» есть, без сомнения, самое решительное

произведение Островского...

Н.А. Добролюбов

План.

  1. Творческая история драмы «Гроза».
  2. Тема, идея, конфликт пьесы.
  3. Композиция пьесы, жанр.

3.            Беседа по первому восприятию пьесы и вступительное слово учите­ля.

Какое впечатление произвела пьеса? Что особенно запомни­лось, почему?

О чём это произведение? Какие проблемы ставит в ней Ост­ровский? Кто из героев заинтересовал, кто остался загадкой?

Пьеса «Гроза» была написана Островским в течение лета и осени 1859 г., в этом же году поставлена на сцене, напечатана же была в 1860 г. Это период общественного подъёма, когда трещали устои крепостничества. Название «Гроза» - это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение. В драме отразился подъём общественного движения, те на­строения, которыми жили передовые люди эпохи 50-60 годов.

  1. Сообщение ученика «Творческая история драмы «Гроза».
  2. Лекция учителя с элементами записей тезисов или составление пла­на.

Как вы считаете, о чём эта пьеса, какова её тема? Идея? В чём заключается конфликт? Попытаемся понять, как отве­чают на эти вопросы литературоведы.

Пьеса «Гроза» смогла пройти через цензурные рогатки не случайно. По просьбе друзей Островского цензор И. Нордстрем, благоволивший к дра­матургу, представил «Грозу» как пьесу не социально-обличительную, сатири­ческую, а любовно-бытовую, ни словом не упомянув в своём рапорте ни о Диком, ни о Кулигине, ни о Феклуше. «Гроза» была разрешена драматической цензурой к представлению в 1859 г, а напечатана в январе I860 г.

В самой общей формулировке основную тему «Грозы» можно опре­делить как столкновение между новыми веяниями и старыми традициями. между утесняемыми и утеснителями, между стремлением угнетаемых людей к свободному проявлению своих Человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в пореформенной России общественными и семейными порядками, бытовыми порядками.

Тема «Грозы» органически связана с её конфликтами. Конфликт, составляющий основу сюжета драмы, - это конфликт между старыми уже, изжившими_себя, авторитарными социально-бытовыми принципами опирав­шимися на всю систему феодаоьно-крепостнического деспотизма и  новыми прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности. Конфликт «Грозы», отображающий сюжетность изображаемой жизни, представляет собой узел конфликтов, объединённых основным конфликтом -Катерины и Бориса с окружающей их средой, к нему присоединяются кон­фликты Кулигина м Диким и Кабанихой, Кудряша с Диким, Бориса с Диким, Варвары с Кабанихой, Тихона с Кабанихой. Пьеса является правдивым отра­жением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.

Общая тема «Грозы» влечёт за собой и ряд частных тем:

а) рассказа­ми Кулигина, репликами Кудряша и Бориса, поступками Дикого и Кабанихи Островский даёт подробную характеристику материально-правового положе­ния как привилегированных общественных слоев, так и трудящихся той эпо­хи;

б) излагая взгляды и мечты Кулигина, автор знакомит нас с воззрениями, тогда господствовавшими в жизни людей, с уровнем культурных запросов и состоянием общественных нравов. От начала до конца проходит тема борьбы между реакционными и демократическими силами. Эта борьба выражена в образах Дикого, Кабанихи и Феклуши, с одной стороны, и Кулигина и Кате­рины - с другой;

в) рисуя жизнь, интересы, влечения и переживания дейст­вующих лиц «Грозы», автор с разных сторон воспроизводит тогдашний обще­ственный и семейно-бытовой уклады купечества и мещанства. Тем самым в пьесе освещается проблема социальных и семейно-бытовых отношений. Островский, детализируя эту проблему, ярко обрисовывал положение женщины в мешанско-купеческой среде;

г) отвечая на актуальные вопросы своего време­ни, Островский нарисовал в пьесе широкий жизненный фон. Герои говорят о важных для своей поры общественных явлениях: о возникновении первых железных дорог, о холерных эпидемиях, о развитии торгово-промышленной деятельности в Москве и т.д.;

д) наряду с социально-экономическими и быто­выми условиями, автор мастерски нарисовал и окружающую природу, разное отношение к ней действующих лиц.

Итак, говоря словами Гончарова, в «Гро­зе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов». Предреформенная Россия представлена в ней и своим социально-экономическим, и куль­турно-нравственным, и семейно-бытовым обликом.

Какова же идея? Автор выступил смелым обличителем социальных порядков; беспощадная правда, с которой в «Грозе» изображаются нравы пра­вящих классов и положение трудового люда, превратила пьесу в зеркало сво­ей эпохи. Природа, в которой живут люди, чудесна, её богатства беспредель­ны, её красота изумительна. Но общественные порядки, властвующие в жиз­ни, безобразны. При этих порядках, говорит своей пьесой Островский, боль­шинство населения находится в материальной кабале у богатого меньшинст­ва. «А у кого деньги, - рассказывает Кулигин Борису о нравах своего города, -тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые ещё больше денег- наживать» (Д 1, явл. 3). Богатое меньшинство не довольствуется грабе­жом закабалённых ими людей, ведут яростную борьбу за рубль и между со­бой. «А между собой-то, - рассказывает Кулигин, - как живут! Торговлю друг у друга подрывают, враждуют друг на друга» (Д. I, явл. 3). В условиях предреформенного слоя большинство населения угнеталось не только экономиче­ски, но и духовно. Купечество, уверенное, как и дворянство, в своей полной безнаказанности, творило суд и расправу над закабалёнными, руководствуясь лишь собственными интересами и желаниями. «Захочу, - чванится Дикой пе­ред Кулигиным, - помилую, захочу - раздавлю» (Д. IV, явл. 2). В грозном ок­рике и постоянном устрашении ей подвластных, основной закон жизнеуст­ройства видит и Кабаниха.

Одна из замечательных особенностей этой пьесы - в органическом сочетании беспощадной критики старого и утверждения нового. Раскрывая тему и идею «Грозы», Островский делит всех действующих лиц на две основ­ные группы: утеснителей и утесняемых, деспотов и протестантов. Утесните-ли, «тёмное царство», по словам Добролюбова, - это прежде всего Дикой и Кабаниха, представители буржуазии, которая быстро набиралась силы в предреформенной России. (Кабаниха - Марфа Игнатьевна Кабанова). К утес­няемым относятся все остальные герои.

Какова же композиция пьесы?

а)            Экспозиция - картин Волжского простора и духоты калиновских нравов
(Д. I, явл. 1-4).

б)           Завязка - на придирки свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво
отвечает: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях,
что без людей, я всё одна, ничего из себя не доказываю». Первое столкнове­ние (Д. I, явл. 5).

в) Далее идёт развитие конфликта между героями, в природе дважды собира­ется гроза (Д. I, явл. 9). Катерина признаётся Варваре, что полюбила Бориса и пророчество старой барыни, отдалённый удар грома; конец Д. IV. Грозовая туча ползёт, как живая, полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде, и Катерина признаётся в грехе (первая кульминация), падает без чувств. Но гроза так и не обрушилась на город, только предгрозовое напряже­ние.

д)           Вторая кульминация - Катерина произносит последний монолог, когда
прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью: «Друг мой!
Радость моя! Прощай!» (Д. V, явл. 4).

е)            Развязка - самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона,
который, будучи живым, завидует умершей жене: «Хорошо тебе. Катя! А я-то
зачем остался жить да мучиться!..» (Д. \, явл.7).

Жанровое своеобразие пьесы «Гроза».

По всем признакам жанра, пьеса «Гроза» - трагедия, так как кон­фликт между героями приводит трагическим последствиям. Есть в пьесе и элементы комизма (самодур Дикой с его нелепыми, унижающими человече­ское достоинство требованиями, рассказы Феклуши, рассуждения калиновцев), которые помогают увидеть бездну, готовую поглотить Катерину и кото­рую безуспешно пытается осветить светом разума, добра и милосердия Кулигин.

Сам Островский назвал пьесу драмой, этим подчёркивая широкую распространенность конфликта пьесы, повседневность изображённых в ней событий.

Схема оглавления в драме «Гроза» по действиям. (Запись в тетради и на доске).

Действия

Явления

Сцены

1

1-6 «Жестокие нравы города Калинова.

7-8 Катерина рассказывает о себе.

 

2

1 Феклуша и Глаша.

2 Варвара и

Катерина
3-6 Проводы

7-8 Соблазн

 

3

 

1            «Тёмное царство»

2            Свидание

4

1-2 Дикой, Кулигин, горожане

3-6 покаяние

 

5

1 -4 расплата

5-6 гибель Катерины

 

Просмотров: 9648 | Добавил: Elisewna | Рейтинг: 2.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz