|
БлогГлавная » 2021 » Апрель » 2 » Поэты XX века о родной природе. Звук и цвет.
06:59 Поэты XX века о родной природе. Звук и цвет. |
Учебное занятие
«Русские поэты XX века о родной природе, о Родине и о себе. Звук и цвет»
I. Введение в тему. Понятия «звук» и «цвет»
Ребята, а вы любите во время урока смотреть в окно?
- Что вы там видите?
- Попробуйте закрыть глаза. Что вы видите?
- А если на секунду закрыть уши, что вы слышите?
- Какой вы «видите» картинку за окном, если ничего невидно и не слышно?
Вывод: Значит, для создания полной картины, на нужно видеть и слышать.
- А что поможет нам прочувствовать эту картину до конца?
Конечно же, слова.
Итак, на сегодняшнем занятии мы с вами попробуем увидеть и услышать те картины, которые русские поэты XX века создали в своих стихах.
Понять смысл таких категорий как звук и цвет, их влияние на человека, отражение на его сознание и восприятие, пытались и до сих пор пытаются самые гениальные и талантливые люди. Об этом писались книги, создавались трактаты.
И поиск не был безуспешным. Например, было выявлено соответствие между гласными буквами и цветом.
Через несколько лет вы приступите к изучению нового предмета – физика. И там познакомитесь с определением звука. Но сколько ярких и разнообразных звуков стоит за этим определением. Какие звуки мы слышим, например, в течение дня?
Слова, очень много слов мы слышим и произносим. Поэтому пора вернуться к стихам.
II. Связь с поэзией.
Перед вами картина Левитана «Вечерний звон»
- Что вы на ней видите?
Мы видим на картине вдалеке собор, на переднем плане — луг, но на нём неразличимы цветы колокольчики. Лирический герой делает акцент на том, что луг колокольчиковый.
— Как могут быть связаны между собой “колокол церковный” и “колокольчик”?
(Колокольчик и церковный колокол по форме схожи.
Вывод: Колокол церковный символизирует духовный мир человека. Это значение образа переходит и на природную деталь. Чувство любви к природе приравнивается к религиозному чувству. Лирический герой не только видит собор, но и слышит церковный звон.)
— Каким образом в стихотворении передан звук колокола?
Обратите внимание на звуковые повторы. В литературоведении этот приём называется аллитерация.
Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн, —
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.
В стихотворении больше строк посвящено звуку картины, чем цвету.
Мы не столько “видим” картину, сколько “слышим” её.
- А почему звуки проникают в наши сердца?
Русская природа, Родина.
- А что ещё для вас входит в понятие «Родина»?
Дом, родные люди…
III. Стихотворение Кольцова «Родная деревня»
Для поэта Николая Рубцова Родина – село Никольское, где он окончил семилетку и откуда отправился в большую жизнь.
Прочтём это стихотворение.
РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ
Хотя проклинает проезжий
Дороги моих побережий,
Люблю я деревню Николу,
Где кончил начальную школу!
Бывает, что пыльный мальчишка
За гостем приезжим по следу
В дорогу торопится слишком:
- Я тоже отсюда уеду!
Среди удивленных девчонок
Храбрится, едва из пеленок:
- Ну что по провинции шляться?
В столицу пора отправляться!
Когда ж повзрослеет в столице,
Посмотрит на жизнь за границей,
Тогда он оценит Николу,
Где кончил начальную школу...
- В каких строках стихотворения мы «слышим» любовь автора к малой родине?
- Давайте вместе произнесём это слово: «Люблю»
- Как оно звучит?
- А каким цветом можно «изобразить» любовь? Покажите выбранный вами цвет.
- Почему вы его выбрали?
- А можно любовь «раскрасить» в серый скучный цвет?
IV. Бунин
Хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии, где в полном одиночестве (без сверстников) в общении с сельской природой прошло детство писателя Ивана Бунина, стал для него своеобразной точкой отсчета для восприятия красоты окружающего мира.
“Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступивших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной” - писал впоследствии Бунин.
Прочитаем первые четыре строчки стихотворения:
- В какой цвет «раскрашены» эти строки?
- Какие звуки нам слышатся?
- Как настроение отражается в звуке и цвете?
Прочтём следующие 8 строк.
- почему мать советует сыну позабыть, что воет вьюга?
Обратим внимание на следующие строки:
- Как серый и унылый цвет «сменяется» в стихитворении?
Попробуем найти в этих строках аллитерацию.
IV. Три «Алёнушки»
- Ребята, а вы любите слушать сказки?
Одни из самых лучших картин по мотивам русских народных сказок принадлежат кисти Виктора Васнецова.
- Вам знакомы эти картины?
- Помните сказку о сестрице Алёнушке и братце Иванушке?
Перед вами картина русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Алёнушка»
Настоящий художник ищет персонажей своих будущих картин в жизни. Вот так Виктор Васнецов нашёл свою Алёнушку. Однажды на дороге ему встретилась целая толпа людей. И среди неё художник увидел девочку, у которой глаза были наполнены неземной тоской. Набросок в карандаше, набросок в красках, и в итоге перед нами картина.
Расскажите о своих впечатлениях об этой картине.
- Как звуки музыки передают тоску Алёнушки и помогают нам выразить свои впечатления?
- А можно ли стихами выразить эти чувства?
Прочитаем стихотворение А.А. Прокофьева «Аленушка».
Пруд заглохший весь в зелёной ряске
В ней тростник качается, шумит,
А на берегу, совсем как в сказке,
Милая Алёнушка сидит.
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел,
Тополиный пух на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
Но кукушка на сосне кукует.
И тропинка к берегу ведёт.
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладёт.
- Сопоставьте стихотворение Прокофьева с картиной.
- Чем взгляд поэта отличается то видения художника?
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел,
Тополиный пух на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
И действительно, на картине мы не увидим ни венка, ни тополиного пуха. Но в стихотворении есть надежда, что всё закончится хорошо.
- В каких строках она «звучит»?
- Есть ли в этом стихотворении аллитерация.
- Что она передаёт?
А вот стихотворение Дмитрия Кедрина, которое тоже называется «Алёнушка», совсем другое.
Давайте прочитаем его.
Стойбище осеннего тумана,
Вотчина ночного соловья,
Тихая царевна Несмеяна -
Родина неяркая моя!
Знаю, что не раз лихая сила
У глухой околицы в лесу
Ножичек сапожный заносила
На твою нетленную красу.
Только всё ты вынесла и снова
За раздольем нив, где зреет рожь,
На пеньке у омута лесного
Песенку Аленушки поешь...
Я бродил бы тридцать лет по свету,
А к тебе вернулся б умирать,
Потому что в детстве песню эту,
Знать, и надо мной певала мать!
- что в стихотворении Кедрина олицетворяет образ Алёнушки?
- В каких строках мы это видим?
V. Стихи о Родине.
Опять мы вернулись к теме Родины. Эта тема по-разному звучит у разных поэтов.
- Какой видит Родину Иван Бунин, Дмитрий Кедрин, Прокофьев, Николай Кольцов?
Для Бунина – это детство, для Кольцова – картины родной природы, место, где он родился. Для Прокофьева и Кедрина – это сказочная героиня.
Все видят Родину по-разному, но все её одинаково любят.
А вот так о Родине написала моя ученица Кудря Ольга.
Мне Родина ночами снится:
Рябины яркие кусты,
И речка вьётся и искрится.
Огромный луг. На нём цветы.
Или зимой. Ну что за диво!
Кругом блестит от снега всё!
Над речкою поникла ива,
Земля, деревья спят ещё.
Мне всё здесь дорого и свято:
Деревья, улица, дома,
Рассветы, сумерки, закаты,
Мой дом родной, где ждут меня.
- Как в этом стихотворении звук и цвет помогают нам понять все чувства, переживаемые Олей?
VI. Творческая работа.
- А вам хотелось бы рассказать звучно и ярко о своей любви к Родине? Может, так, как вы – никто и никогда не скажет. Попробуем?
Игра называется буриме. На заданные рифмы нужно написать стихотворение.
Раз Родина – это и родная природа, то пофантазируем о весне.
А свои работы можете выложить на мой сайт:
https://elisewna.ucoz.ru/
|
Просмотров: 184 |
Добавил: Elisewna
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Календарь |
---|
« Апрель 2021 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
|