Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 06.05.2024, 09:33

Сайт учителя русского языка и литературы Шкуринской Елены

Меню сайта
Форма входа

Блог

Главная » 2021 » Апрель » 2 » Культура серебряного века
07:01
Культура серебряного века
КУЛЬТУРА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА. ИСТОКИ. СУЩНОСТЬ. РАССВЕТ. Цель урока: сформировать у выпускников целостный эстетический взгляд на эпоху серебряного века. Задачи урока: познакомить учащихся с понятием «серебряный век», определить его хронологические рамки, раскрыть основное содержание эпохи через ознакомление с философскими трудами В. Соловьева, знакомство с картинами М. Врубеля и Н. Рериха, поэзией некоторых поэтов серебряного века, сопровождаемое музыкой Стравинского, Рахманинова и др.; через метапредметность, информативную, иллюстративную и звуковую насыщенность создать у учащихся «ощущение» грандиозности, дисгармонии и величия того времени; пробудить интерес к культуре начала XX века через творческие групповые задания. Ожидаемые результаты: личностные - выступать с развернутыми и обоснованными сообщениями; метапредметные - воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы начала XX века; предметные - анализировать литературное произведение с учетом идейно-эстетических, художественных особенностей литературных направлений и тенденций начала XX века. Ход урока: I. Оргмомент. Целеполагание. Учитель читает стихотворение В. Соловьёва (чтение сопровождается музыкой Стравинского): Хоть мы навек незримыми цепями Прикованы к нездешним берегам, Но и в цепях должны свершить мы сами Тот круг, что боги очертили нам. Всё, что на волю высшую согласно, Своею волей чуждую творит, И под личиной вещества бесстрастной Везде огонь божественный горит. Владимир Соловьёв Принято считать, что стихами В. Соловьёва, основоположника символизма, открывается целая эпоха в русской литературе начала XX века, охватывающая конец прошлого и начало нынешнего веков и получившая название «Серебряный век». Тема нашего урока «Культура серебряного века. Истоки. Сущность. Расцвет» Сегодня мы поразмышляем над смыслом понятия «серебряный век», определим его хронологические рамки, раскроем основное содержание эпохи через ознакомление с философскими трудами В. Соловьева, познакомимся с картинами М. Врубеля и Н. Рериха, поэзией некоторых поэтов серебряного века, и весь урок нас будет сопровождать музыка Стравинского, Рахманинова и современные обработки в исполнении Виктора Зинчука. II. Актуализация опорных знаний. 1. Смысл понятия «серебряный век» Образное выражение «Серебряный век» впервые возникло в 30-е годы XX века и обозначало эпоху безудержного творческого эксперимента, полёта мысли и желаний, который пришёл на смену «Золотому веку», веку прославленного реализма. - Какой век в русской литературе называют золотым? Чьи прославленные имена составляют его цвет? Итак, на смену золотому веку приходит век серебряный. Впервые этот термин ввёл в 1933 году на страницах своего журнала «Цифры» Н. А. Оцуп. Он установил сходство и различие «золотого» и «серебряного» веков. «В серебряном веке русской поэзии есть несколько главных особенностей, отличающих его от века золотого:  Меняется русская действительность.  Меняется состав, так сказать, классовый, социальный русских писателей.  Меняется сам писатель как человек» К худшему или к лучшему все эти изменения? – на этот вопрос многие философы, живописцы, композиторы и поэты искали тогда ответ. Почему? Попробуем разобраться. 2. Хронология. Русский Серебряный век оказался коротким: история отпустила ему около трёх десятилетий. На хронологической ленте приблизительно показано время расцвета и постепенного упадка поэзии, музыки, философии, живописи, науки, политики с начала XX века и по 1922 год. Это время двух войн: русско-японской и Первой мировой, трёх революций: революция 1905 года, Февральская и Октябрьская. Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живёт в особое время, находился в состоянии растерянности, одиночества. Его судьба трагична: кровь, хаос, беспредел революционных лет, гражданской войны и мировой; казалось, что исчезнет сама основа духовного существования. Всё это нашло своё отражение и в философии, и в искусстве, и в музыке, и, конечно же, в поэзии того времени, которое позже получит название «Серебряный век» Разные исследователи этого периода определяли свои временные рамки этого периода.  Наум Коржавин: «Серебряный век начался в 10-е годы XX века…»  Ефим Эткинд: «Серебряный век робко начинался в 90-х годах(XIX века)…»  Вадим Крейд: «Всё кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны>…<сама эпоха кончилась…» Для большинства же литературоведов серебряный век закончился в 1921 году. Это год трагической гибели двух величайших русских поэтов: А.Блока, который был, по определению А.Ахматовой, "человеком-эпохой", и Н.Гумилева. Так или иначе, но серебряный век был началом творчества многих русских писателей, которые составили его славу. Итак, попробуем вместе дать определение серебряному веку. Серебряный век в русской литературе – это период, охватывающий временной промежуток начала XX века и характеризующийся расцветом творческой мысли. 3. Философская мысль. Философское зарождение эпохи серебряного века началось в 1997, когда было учреждено Философское общество при Петербургском университете и вышла в свет книга «Оправдание Добра» Вл. Соловьева. Именно в сочинениях Соловьева – философа, поэта, переводчика, - содержатся мысли и прозрения, о спасительной миссии красоты. - К взглядам какого писателя оказались близки идеи Соловьёва? (Ф. М. Достоевский «Красота спасёт мир») Основной идеей его религиозной философии была идея Софии — Душа Мира. София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Философия Соловьёва стала источником для одного из самых ярких литературных направлений того времени – символизма. Единственно верный путь поэзии, с точки зрения символистов, - прозрение «иных миров» сквозь мнимую, иллюзорную действительность. Проследим развитие философских образов в стихотворении и Соловьёва: Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами — Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий — Только отклик искаженный Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете — Только то, что сердце сердцу Говорит в немом привете? Владимир Соловьёв Вывод: Труды выдающихся философов: Н. А. Бердяева, Д. С. Мережковского, В. В. Розанова, П. А. Флоренского, - внесли очень многое в развитие культуры серебряного века. И философы, и художники, и композиторы, и литераторы искали ответы на очень важные вопросы: - Как жить человеку перед лицом надвигающихся катастроф? - Несёт ли человек ответственность за всё совершённое им? - Подвластны ли обстоятельства человеку? 4. Живопись. (Группа искусствоведов) Одна из самых ярких страниц истории культуры России - живопись первой половины 20 века. Художники искали свои ответы на поставленные временем вопросы. Выступление учащегося: «Творчество Михаила Врубеля - одно из самых значительных и загадочных явлений русского искусства конца XIX века. Великое мастерство, трагизм, героический дух и неповторимый декоративный дар делают Врубеля художником на все времена. Вечно живущий в своем собственном мире, недоступном пониманию других, Врубель смог воссоздать свой сложный мир в образах своего необычного искусства, и эти образы стали одними из важнейших вех русской культуры рубежа столетий» Выступление учащегося: А. Блок о картине М. Врубеля «Демон поверженный» писал: Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Это только наше название трех преобладающих цветов, которым еще “нет названия” и которые служат лишь знаком (символом) того, что таит в себе Падший: “И зло наскучило ему”. Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трех цветов Врубеля. Демон его и Демон Лермонтова - символ нашего времени”. Выступление учащегося: В. Я. Брюсов “М. А. Врубелю” (1906): И в час на огненном закате Меж гор предвечных видел ты, Как дух величий и проклятий Упал в провалы с высоты. И там, в торжественной пустыне, Лишь ты постигнул до конца Простертых крыльев блеск павлиний И скорбь эдемского лица! - Какие художественные образы воплотились в полотнах Врубеля? Выступление учащегося: Имя Николая Рериха известно во всём мире. Его картины несут свет, а стихи – раздумья. СВЯЩЕННЫЕ ЗНАКИ Мы не знаем. Но они знают. Камни знают. Даже знают деревья. И помнят. Помнят, кто назвал горы и реки. Кто сложил бывшие города. Кто имя дал незапамятным странам. Неведомые нам слова. Все они полны смысла. Все полно подвигов. Везде герои прошли. "Знать" - сладкое слово. "Помнить" - страшное слово. Знать и помнить. Помнить и знать. Значит - верить… 1915 - Во что призывают верить картины Рериха? 5. Поэзия. (Группа литературоведов) Сколько бедствий и катастроф вобрал в себя XX век! Его начало приносило надежды и разочарования, взлёты и падения, обретения и потери. И только поэтам суждено было воплотить свои предчувствия в удивительную форму яркого и индивидуального стиха. Вслушаемся в голоса поэтов начала века. Выступление учащегося: Немирович-Данченко В.И. в своей миниатюре «ПОГАСШАЯ ЗВЕЗДА» так писал о Мирре Лохвицкой: На нашем тусклом горизонте она мелькнула яркою голубою звездочкой. Сколько надежд связывалось с нею! Как восторженно встретили ее все, кому была дорога истинная поэзия. (…) Ее строфы заучивались наизусть … Ее ожидал ряд долгих годов и настоящая большая слава; … В кудрях каштановых моих Есть много прядей золотистых, – Видений девственных и чистых В моих мечтаньях огневых. Слилось во мне сиянье дня Со мраком ночи беспросветной, – Мне мил и солнца луч приветный, И шорох тайн манит меня. И суждено мне до конца Стремиться вверх, скользя над бездной, В тумане свет провидя звездный Из звезд сплетенного венца. - Обратите внимание на строки, в которых поэтесса говорит о себе и своём предназначении, выпишите их. Лохвицкая обладала большим поэтическим дарованием. Ее стихи отличались блеском метафор, музыкальностью, эмоциональной насыщенностью. Лохвицкую можно считать основоположницей русской "женской поэзии" XX века. Среди стихов Мирры Лохвицкой есть стихи, обращенных к детям. Они составляют неотъемлемую часть ее поэтического наследия. Персональных посвящений удостоились Евгений, Измаил и последний, пятый ребенок, Валерий, родившийся осенью 1904 года и названный в честь другого поэта Валерия Брюсова. Выступление учащегося: В своём стихотворении «Поэту» Брюсов писал: Быть может, всё в жизни лишь средство Для ярко-певучих стихов... По воспоминаниям современников, возможно, он с этой позиции относился ко всему. «Он любил литературу, только ее. Самого себя — тоже только во имя ее. Воистину он свято исполнил заветы, данные самому себе в годы юношества: «не люби, не сочувствуй, сам лишь себя обожай беспредельно» и — «поклоняйся искусству, только ему, безраздельно, бесцельно», - писал в своих мемуарах Владислав Ходасевич. Попробуем вслушаться в смысл строк, произнесённых самим поэтом (аудиозапись): ЕГИПЕТСКИЙ РАБ Я жалкий раб царя. С восхода до заката, Среди других рабов, свершаю тяжкий труд, И хлеба кус гнилой — единственная плата За слезы и за пот, за тысячи минут. Когда порой душа отчаяньем объята, Над сгорбленной спиной свистит жестокий кнут, И каждый новый день товарища иль брата В могилу общую крюками волокут. Я жалкий раб царя, и жребий мой безвестен; Как утренняя тень, исчезну без следа, Меня с земли века сотрут, как плесень; Но не исчезнет след упорного труда, И вечность простоит, близ озера Мерида, Гробница царская, святая пирамида. - С кем и почему поэт олицетворяет себя? Выпишите строки, в которых поэт говорит о своём предназначении, своём творческом пути. Выступление учащегося: По словам Валерия Брюсова, “в течение десятилетия Бальмонт нераздельно царил над русской поэзией. Другие поэты или покорно следовали за ним, или, с большими усилиями, отстаивали свою самостоятельность от его подавляющего влияния”. Сам же мэтр без тени смущения однажды сказал о себе так: Я — изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты — предтечи, Я впервые открыл в этой речи уклоны, Перепевные, гневные, нежные звоны. Лирика Константина Бальмонта давно рассыпалась на цитаты, но это далеко не вся слава одного из самых ярких лириков Серебряного века русской культуры. - В чём реализовывалось поэтическое Я поэта? Выступление учащегося: Ещё один поэт той эпохи – Фёдор Сологуб. О нём самом и о его поэзии замечательно написал литературный критик Горнфельд: Сложный, он един; грубо-реалистичный, он идеалист; изломанный, он прост; понятный, он загадочен. Он жалок и страшен; он говорит правду, когда кривляется; он отталкивает, но что-то влечет к нему; … В нашей литературе нет образа, воплотившего столько загадок и ужаса, — а взгляните на его портрет — почтенный старичок, спокойный и важный. Он с камнем за пазухой, этот безобидный; и его книги — тоже. Я - бог таинственного мира, Весь мир в одних моих мечтах, Не сотворю себе кумира Ни на земле, ни в небесах. Моей божественной природы Я не открою никому. Тружусь, как раб, а для свободы Зову я ночь, покой и тьму. - Каковы основные составляющие поэтической Я-концепции Ф. Сологуба? В таком сложном воинственно-революционном мире, полном смятения и поисков, рождалась поэзия. Такая же яркая, как картины, и глубокая, как музыка. Вывод: -Что составляло основу поэтической Я-концепции поэтов серебряного века? III. Практическая часть. Так в чём же, на ваш взгляд, ВИДЕЛИ СВОЁ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПОЭТЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА? - понять своё, особенное предназначение; - выразить себя и своё понимание творчества; - создать свой особый поэтический мир; - реализовать своё понимание мира и места человека в нём; И как итог всему сказанному, приведу строки ещё одного поэта серебряного века: Мы в слепоте как будто бы не знаем, Как тот родник, что бьётся в нас,- Божественно неисчерпаем, Свежее и нежнее каждый раз. Михаил Кузьмин IV. Итог урока. Столетие назад Серебряный век был в самой силе. Его морозная пыль серебрится в нашей поэзии, живописи, театре, музыке и поныне. Современникам это время могло казаться временем упадка и заката, мы же видим его из своего нынешнего далёка, как эпоху буйного роста, многообразия и богатства, которым щедро наделили нас художники рубежа веков. Можно даже не уточнять, каких конкретно веков, какого именно рубежа — он у нас такой один. На все времена. Серебряный век. - Какой в вашем представлении была эпоха, названная серебряным веком? Учащиеся заполняют КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ К УРОКУ: «Культура серебряного века. Истоки. Сущность. Расцвет» 1. Смысл понятия «Серебряный век». ______________________________________________________ 2. Хронология. ______________________________________________________ 3. Определение. _____________________________________________________________Развитие философской мысли. Владимир Соловьёв. Основная идея философии: _____________________________ Философские образы в стихотворении: __________________________________________________________________________________________________________________________Философские вопросы: _____________________________________________________________Живопись. Михаил Врубель. Художественные образы: _____________________________________________________________ Николай Рерих. Художественные образы: _____________________________________________________________Поэзия. Автор Поэтическая Я-концепция V. Домашнее задание. Работа в группах: проанализировать стихи поэтов, относящихся к разным литературным направлениям. 1 группа: Символизм. Валерий Брюсов «Первый снег» 2 группа: Акмеизм. Анна Ахматова «Песня последней встречи» 3 группа: Футуризм. Велимир Хлебников «Заклятие смехом» 4группа: Имажинизм. Сергей Есенин «Отговорила роща золотая»
Просмотров: 153 | Добавил: Elisewna | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Апрель 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz